Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Египта :: Юлия Пушнова - Клеопатра: История любви и царствования
<<-[Весь Текст]
Страница: из 97
 <<-
 
ржественные гимны. Чтобы услышать прорицания оракула, в храм Аписа съезжались 
верующие из многих стран. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили 
с соблюдением сложного ритуала при громадном скоплении народа. Поиски такого, 
как он, преемника – «новорожденного Аписа» – были исключительно сложным делом: 
Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в виде треугольника,
 с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около 
тридцати. Тело мертвого животного бальзамировалось с такой же тщательностью, 
как и останки царей. Гранитный саркофаг помещали на вечный покой в одной из 
галерей подземного кладбища.

   Александрия. Александр Македонский – освободитель или захватчик?
   Когда Александр Македонский в 332 г. до н. э. вторгся в Египет, чуть ли не 
первое, что сделал завоеватель в покоренной стране, – воздал почести священному 
животному. Более того, он приказал почтить Аписа играми по образцу греческих. 
Были устроены спортивные состязания и выступления певцов и поэтов. Для придания 
празднеству большего блеска в Египет пригласили знаменитых артистов из Эллады. 
Они поспешили приехать, боясь гнева царя; правда, им пообещали значительное 
вознаграждение.
   Александр хотел, чтобы его считали освободителем Египта от власти персов. 
Именно поэтому он выказывал особое уважение к местным обычаям, святыням и 
верованиям. Ради этого он согласился, чтобы жрецы храма в Мемфисе надели на 
него облачение фараонов, а может быть, его даже короновали по старинному обряду.
 Это была мудрая и дальновидная политика, достойная человека, открывшего новую 
эру в истории человечества.
   По приказу Александра Великого построен был поражающий своим великолепием 
город Александрия. Он возвышался на довольно узком перешейке между морем и 
озером, которое было соединено каналом с рукавом Нила. Недалеко от побережья 
располагался небольшой остров Фарос. От него к городу шла широкая дамба, 
называвшаяся Гептастадион. По обеим сторонам дамбы образовались два чрезвычайно 
удобных порта: Восточный, или Большой, и Западный – Эвност. Город был обнесен 
мощными стенами. С самого начала строительство осуществлялось по плану – ровные,
 широкие улицы пересекались под прямым углом.
   Главная артерия, протянувшаяся через весь город с востока на запад, имела в 
длину около сорока стадиев (приблизительно шесть с половиной километров), а в 
ширину сто стоп (около сорока метров). По обеим сторонам возвышались 
великолепные храмы и пышные постройки. Немало роскошных зданий было и в других 
районах города.
   В восточной части, около небольшого полуострова Лохий, находился царский 
дворец – огромный комплекс зданий, раскинувшихся среди парков и садов. Каждый 
из Птолемеев с тех пор стремился сделать свою резиденцию еще более великолепной.
 Александрия поражала и своим мягким особенным климатом. Летом здесь часто дули 
северные ветры, которые называли этесии. Они несли жителям города приятную 
прохладу с моря, а прямые и широкие улицы были открыты этим ветрам даже в 
отдаленных от моря районах. Все эти условия привлекали в Александрию свободных 
граждан не только из Египта. Можно предположить, что население столицы 
превышало миллион постоянных жителей!
   Вскоре после основания Александрии Александр Македонский отправился в поход 
через Ливийскую пустыню. Там, в нескольких сотнях километров от Нила, среди 
раскаленных песков пустыни, находился небольшой зеленый оазис. Египтяне считали,
 что здесь пребывает сам бог солнца Амон, почитавшийся также и в Греции, где 
его отождествляли с Зевсом. В оазисе был храм Амона, где жрецы предсказывали 
будущее. После трудного многодневного перехода через безводную пустыню 
Александр достиг оазиса. Царь щедро одарил жрецов храма, и те провозгласили его 
сыном Зевса-Амона и предсказали, что он станет господином мира.
   С неподдельным волнением слушал Александр Великий голос жреца:

     «Отец отцов и всех богов,
     Поднявший небо и утвердивший землю,
     Глава Обеих Земель,
     Великий силой, владыка мощи
     Глава, создавший землю всю».

   Обожествление царей на Востоке было обычным делом: египетские фараоны, 
вавилонские и персидские цари считались богами со времени восшествия их на 
престол. Для египтян утверждение, что отцом Александра был не царь Филипп, а 
верховный бог Зевс-Амон, не казалось бессмысленным, а было привычным 
обоснованием его царских прав. Александр поддержал легенду о своем божественном 
происхождении: она должна была помочь ему упрочить власть над покоренными 
народами Азии.
   Первое время Александр сам вместе со своими друзьями смеялся над нелепым 
утверждением, что он всемогущий бог. Но, по мере того как множились его успехи, 
всеобщая лесть и заложенное в нем с самого начала тщеславие привели к тому, что 
он уверовал в собственное могущество, стал охотно говорить о своем божественном 
происхождении и верить в то, что для него не существует ничего невозможного.
   Прошло немногим более десяти лет, и останки завоевателя были погребены в 
храме бога Птаха в Мемфисе, позднее их перевезли в Александрию.
   При разделе наследия царя один из его полководцев, Птолемей, получил в 
управление Египет и стал основателем эллинистического египетского царства. С 
тех пор этой страной правили почти три столетия его потомки. Все они носили 
одно и то же имя – Птолемей. В их жилах текла македонская и греческая кровь. 
Двор, армия и должностные лица говорили по-гречески. В столице государства, 
Алек
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 97
 <<-