|
ным, со
своей
державой и, если он принес державу в жертву своим идеалам, за эту потерю ему
одному
предстояло расплачиваться. Он горько переживал эту утрату, поскольку искренне
любил
Сирию и питал великую надежду объединить империю с помощью общей религии. Но к
счастью или к несчастью, Эхнатон твердо решил уклоняться от тех битв, в которые
его
пытались вовлечь.
Глава 3
ПРЕДАТЕЛЬСТВО АЗИРУ
В то время как аморитский правитель Азиру собирал армию на границах Малой Азии,
сирийский царь Итакама неожиданно образовал независимое царство в Кадете и
объединился с хеттами, таким образом отрезав и территории предателя Азиру, и
верный
Египту город Тунип, и дружественное царство Митанни от Ливана и египетских
владений в
Палестине и Сирии. Три верных вассальных царя, которым, возможно, помогал
Душратта,
напали на восставших, но были отброшены Итакамой и его союзниками-хеттами.
Азиру тотчас воспользовался ситуацией. Оказавшись между хеттами на севере и
только
что образовавшимся царством Кадеш с юга, он собрал свою армию и прошел вниз
через
Оронт к Средиземному морю, захватывая города, расположенные в устье этой реки,
и
присоединяя их к своим владениям.
Если бы хетты спросили у него, зачем он осуществляет все эти действия, он бы
ответил
(впрочем, это соответствовало истине), что подготавливает почву для вторжения
хеттов в
Сирию. Если бы такой вопрос задал ему Итакама, то Азиру сказал бы, что пытается
установить дружественные связи между хеттами и Кадешем. Если бы от него
потребовал
ответа Эхнатон, то он заявил бы, что охраняет земли египтян от нашествия хеттов.
Без сомнения, Азиру предпочитал поддерживать мирные отношения с хеттами,
поскольку был наслышан об их воинственности. Одновременно он не хотел открыто
проявлять враждебность по отношению к Египту, чья армия могла в любой момент
высадиться на берегах Средиземного моря. Неспособный сохранять независимую
позицию,
он счел наиболее разумным позволить северным народам пройти на юг через его
владения,
из Амки в Кадеш, где правил их союзник Итакама.
В обмен на сотрудничество он хотел, чтобы ему не мешали заниматься своими
делами,
а его взоры теперь обратились к приморским городам Симирре и Библу. Однако
здесь он
потерпел неудачу. Поэтому он передвинулся на восток в город Ниу и захватил его,
взяв в
плен его царя. Похоже, что и хетты, и египтяне поверили, что Азиру действовал
исключительно в их интересах. Узнав о падении Ниу, властитель Тунипа написал
патетическое обращение к Эхнатону, прося о помощи, поскольку он теперь оказался
в
полной изоляции и знал, что Азиру не был ни на чьей стороне и преследовал
собственные
цели.
«Правителю Египта, моему господину. Жители Тунипа, твои слуги. Они желают тебе
всяческого благополучия и припадают к твоим ногам. Мой господин, твой слуга
Тунип
говорит следующее: кто осмелился бы разорить наш город, не опасаясь, что на
него падет
гнев Тутмоса III? Боги(…) царей Египта, мой господин, живут в Тунипе. Пусть мой
господин
спросит старейшин(так это или нет). Теперь, однако, мы больше не принадлежим
нашему
господину, фараону Египта.(…) Если его солдаты и колесницы замешкаются, Азиру
сделает
с нами то, что он уже сделал с Ниу. Если нам суждено горевать, тогда и царь
Египта будет
оплакивать то, что совершит Азиру. Поскольку он повернет войско и против нашего
господина. И когда Азиру войдет в Си-мирру, он сделает с нами что захочет в
землях нашего
господина, царя, и тогда наш господин будет стенать и горевать. Теперь же
плачет сам
Тунип, наши слезы текут, и никто не поможет нам. В течение двадцати лет мы
обращались к
нашему господину, царю, фараону Египта, но он ни разу не ответил нам».
Из этого письма можно сделать несколько выводов. Очевидно, что в отдаленных
сирийских городах не понимали значения новой религии Эхнатона. Правитель Тунипа
ссылается на старых египетских богов, которым поклонялись в городе, непонятно,
не знал он
или не мог пов
|
|