|
кой
части
семейства. В остальных комнатах мы видим лютни, арфы и лиры, а также
всевозможные
предметы туалета.
В небольшом дворике растут благоухающие цветы, бассейны с водой, дно которых
вымощено цветным камнем, даруют прохладу. За этим двориком размещаются другие
комнаты и кухня.
Повсюду в доме расставлены изящные столики, на которых располагались кувшины с
вином или блюда с фруктами; красивые кресла с подставками для ног ждут членов
семьи или
гостя. Слуги бегают туда-сюда с освежающими напитками, сметают пыль или просто
болтают.
На рельефах или рисунках в гробницах не показан дворец Эхнатона, но останки его
были обнаружены во время раскопок в Тель-эль-Амарне. Как и все постройки
рассматриваемого нами периода, это было легкое и просторное здание, возведенное
из
кирпича.
Стены, потолки и полы залов украшали изящные росписи. Тонкие колонны,
поддерживавшие легкий потолок, были инкрустированы цветным стеклом или
драгоценными камнями или покрыты реалистическими резными изображениями
виноградных лоз и вьющихся растений. Часть росписей, украшавших пол,
сохранилась до
наших дней, и посетитель, приехавший на место раскопок, может их увидеть. Вот
молодой
бычок скачет по полю из красных маков, дикий гусь взлетает из болота и
пролагает свой
путь через камыши, вспугивая бабочек. Среди цветов лотоса, медленно
покачивающихся на
воде, кружат разноцветные рыбки. Такого рода картинки когда-то радовали фараона
или
заставляли улыбаться царицу.
Живописцы того времени поднялись до самых высот мастерства в изображении
животных и растений. Плавные контуры листьев и сплетающихся ветвей виноградных
лоз,
грациозные позы животных передавались с поразительной точностью и тщательностью,
и в
этом художники Эхнатона намного превзошли своих западных коллег.
Невиданного расцвета достигла скульптура. Статуя Эхнатона не уступает творениям
Донателло, а статуэтка Нефертити, хранящаяся в Берлинском музее, представляет
собой
самый живой и реалистичный портрет из всех созданных в египетском искусстве.
Рис. 6. Художник Аута работает над статуей Бакетатон
В гробнице Хуи в одной из росписей запечатлен скульптор Аута. Он показан в
своей
мастерской во время работы над статуей принцессы Бакетатон. Расположившись на
низком
стуле с палитрой в руке, он в соответствии с обычаем раскрашивает статую.
В отличие от застывших канонических изображений раннего периода, статуя девушки
выглядит изящно и грациозно. Одна рука просто опущена, в другой принцесса
держит
гранат, который собирается поднести ко рту. Возле статуи расположился помощник
Ауты,
два ученика выполняют черновую работу, их инструменты разложены на стоящем
рядом
столе.
Недавно была обнаружена мастерская другого скульптора по имени Тутмос, в
которой
нашли прекрасные бюсты. Творения Ауты, Тутмоса и других мастеров стали
памятником
эпохе Эхнатона, благодаря им имя фараона будет помниться, пока, по собственному
его
выражению, «лебедь не станет черным, а ворон – белым». Пройдет еще какое-то
время,
искусство Египта привлечет всеобщее внимание, и тогда Эхнатона, возможно,
поставят в
один ряд с Медичи как покровителя, если не учителя, великих мастеров.
Именно он сломал устаревшие традиции и позволил мастерам передавать в рисунках
и
скульптурах то, что видели их глаза, и именно он обратил их взоры к красотам
природы. Он,
и никто другой, научил художников ощущать дыхание жизни и вкладывать в холодный
камень «сияние, которое есть Атон». И если те немногие творения, которые
уцелели после
уничтожения города Атона, наполняют радостью наши сердца, этой радостью мы
обязаны
Эхнатону.
Во время раскопок были обнаружены остатки дворцов и садов необыкновенной
красоты. Существовала, например, «Земля Атона» – нечто вроде священного сада,
где были
собраны прекраснейшие цветы и деревья. Этот сад мог служить живой иллюстрацией
словам
из гимна Атону: «О, Владыка, сколь многочисленно творимое Тобою, как прекрасны
предначертания Твои!»
«Земля Атона» включала в себя два обширных участка, обнесенных стенами. В
первый
можно было войти через зал с тридцатью шестью колоннами; дале
|
|