|
верить в то, что бог позволит страдать какому-либо из своих созданий,
сколь бы
греховно оно ни было. В надписях прочитывается скорее мысль о том, что у
грешников нет
загробной жизни, они просто перестают существовать. Впрочем, почти в каждом
человеке
остается что-то доброе, поэтому он может рассчитывать на милость столь
добросердечного
бога, каковым является Атон.
Больше всего на свете умершие хотели каждый день покидать сумрачный подземный
мир, чтобы увидеть свет солнца над землей. Это желание с незапамятных времен
звучит в
молитвах египтян, слова которых были лишь слегка изменены, чтобы приспособить
их к
культу Атона. Сторонники Эхнатона молились о том, чтобы им позволили «утром
выбираться из подземного мира, чтобы увидеть восходящего Атона».
Они просили постоянно и страстно, чтобы после смерти их души могли «подняться и
узреть солнце», чтобы «очи их были открыты и могли увидеть солнечные лучи»,
чтобы «лик
солнца не был сокрыт от них», чтобы им даровано было «видеть красоту каждого
восхода» и
чтобы «солнечные лучи всегда согревали их тело».
23 Приведем фрагмент апостольского Символа веры: «Верую в Святого духа, святую
Вселенскую церковь,
общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную». (Примеч. пер.
)
Конкретные боги, к которым стремилась душа, менялись, иногда это был Атон,
иногда
Ра, солнце, но всегда речь шла о реальном солнечном свете и тепле. Абстрактные
представления о будущей жизни могли быть осознаны только в терминах земного
человеческого существования.
Столкнувшись с холодным, сумрачным таинством смерти, Эхнатон не придумал
ничего лучше, чем молиться о возможности лицезреть благословенный дневной свет.
Но
человек, просивший, чтобы его душа могла увидеть солнечный свет, просил, по
сути, о том,
чтобы ему позволили по-прежнему наслаждаться присутствием бога, ибо бог был
светочем
мира.
Второе желание умершего заключалось в том, чтобы фараон и его жена не оставили
его
после смерти своей милостью и чтобы его душа могла служить их душам в чертогах
мертвых. Он просил о «возможности служить царю», исполняя его повеления, о
праве
входить во дворец, чтобы он мог «посещать царя каждый день» и «удостаиваться
почестей
своего правителя».
Ради своего благополучия в подземном мире египтянин искренне хотел, чтобы «его
имя помнили и повторяли на земле», чтобы о нем сохранилась «добрая память при
дворе
фараона» и «придворные повторяли с благодарностью его имя».
«И пусть мое имя повторяется в моей гробнице, – просил человек. – Пусть мое имя
не
ищут в моем доме. Пусть его славят вовеки». В наши дни имена умерших поминают в
церквях, а желание оставить по себе память в последующих поколениях – вполне
понятное
человеческое стремление.
Глава 8
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ
Чтобы душа не теряла связи с земной жизнью, приверженцы культа Атона молились о
том, чтобы их мумии оставалась «твердыми» и неповрежденными, чтобы «кости были
покрыты плотью», чтобы их члены были «связаны вместе». В прежние дни египтяне
верили
в то, что тело умершего вновь оживет и будет жить, поэтому они так старались
сохранить
его. Эхнатон вроде бы не изменил этой концепции. Так и в христианском
вероучении
присутствует мысль о том, что в день Страшного суда все умершие «восстанут из
могил».
Духовное тело сохраняло форму и индивидуальные особенности материального тела,
соответственно, в неявном виде предполагалось, что потребности души не очень
отличаются
от тех, которые испытывало тело на земле. После своего воскрешения Христос
просил есть, а
картины райских пиршеств многим христианам отнюдь не кажутся аллегорией.
Точно так же и последователи Эхнатона верили в то, что материальная еда или ее
духовный эквивалент нужны душе, живущей в загробном мире. «И пусть меня назовут
по
имени, – просит умерший, – и я приду на зов, что
|
|