|
царицы также принадлежат этому
первоначальному захоронению. Боковые стенки усыпальницы были разбиты на куски,
одна
лежала в проходе; похоже, усыпальницу хотели вынести, вероятно, тогда же, когда
унесли
мумию царицы, но проход оказался слишком узким.
В другой части погребальной камеры мы обнаружили саркофаг Эхнатона.
Первоначально он помещался на носилках, но те прогнили и сломались; во время
падения
мумия сдвинулась, так что голова ее высовывалась из-под крышки. Фотографии
мумии и
саркофага опубликованы Дэвисом. Рядом с саркофагом стояли четыре канопы, о
которых
еще пойдет речь ниже.
Вокруг, в мусоре, валялись осколки маленьких глиняных печатей с именем
Тутанхамона. Вход в гробницу заделывали по крайней мере дважды. Сохранилась
часть
первоначальной стены из грубовытесанных блоков, зацементированных снаружи. На
останках этой стены была наспех возведена другая. На цементных обломках
сохранились
следы печатей с изображением шакала и девяти пленников – традиционная печать
некрополя. Вторая стена также была частично разрушена, и ее уже не стали
восстанавливать.
Я могу предложить следующее объяснение этим фактам. Первоначально в гробнице
была похоронена царица Тиу, но позже туда проникли посланцы Эхнатона, который
распорядился стереть повсюду имя Амона.
После того как Эхнатон умер, его похоронили в Эль-Амарне, но при Тутанхамоне
двор
вернулся в Фивы. Мумию Эхнатона тогда же перенесли в старый некрополь,
принадлежавший его предкам, и положили в гробнице его матери. Спустя несколько
лет,
когда сама память о прежнем фараоне стала ненавистной, жрецы вынесли мумию Тиу
из
гробницы, которая была осквернена присутствием «этого преступника», как теперь
именовали Эхнатона, стерли повсюду имя царя и оставили его единственным и
безымянным
«жителем» гробницы.
Следует также упомянуть о четырех канопах. Они явно не принадлежали царице,
поскольку те люди, которые вынесли ее мумию из гробницы, не оставили бы ее
сердце и
внутренности. Следовательно, содержимое кувшинов принадлежит той мумии, которую
мы
обнаружили в гробнице. Из-за сырости оно сгнило, как и плоть мумии. В кувшинах
обнаружили только отдельные фрагменты пелен, хорошо пропитанные битумом (см. с.
24
публикации мистера Дэвиса).
На каждом кувшине имелась надпись, предположительно с именем, но оно
старательно
стерто. Крышки кувшинов сделаны в форме головы: прическа может быть как мужской,
так
и женской, но на лбу помещен урей – знак фараона.
Известно, что на лбу у царицы в то время всегда помещали двойной урей, как на
синайском изображении головы Тиу, на узерхатском барельефе, в настоящее время
находящемся в Брюсселе, или на ее статуе из Мединет-Хабу, хранящейся в Каире,
на
многочисленных рельефах Нефертити и т. д.
Тот факт, что у голов на канопах нет бород, вовсе не свидетельствует о том, что
это
женские головы, поскольку Эхнатона далеко не всегда изображали с бородой.
Возможно,
они были высечены в начале его царствования, у одной из голов, по крайней мере,
мы видим
характерную нижнюю челюсть.
Из сказанного можно сделать следующие выводы: канопы не относятся к Тиу,
поскольку в противном случае они были бы вынесены вместе с ее мумией, ибо
являются ее
неотъемлемой составляющей. Кроме того, на изображениях голов имелся бы двойной
урей.
Но если канопы не принадлежали царице, то они наверняка принадлежали царю, а
какому
иному царю, как не Эхнатону, они могли бы принадлежать?
Вместе с тем канопы нельзя отъединять от мумии, ибо в них находятся ее сердце и
прочие внутренности. Следовательно, если сосуды относятся к Эхнатону, то и
мумия должна
принадлежать ему.
Тот факт, что, судя по стилистике, портреты на канопах были выполнены за
несколько
лет до смерти Эхнатона, позволяет предположить, что он заранее распорядился о
подготовке
всех необходимых погребальных принадлежностей.
Укажем еще на два обстоятельства, которые позволяют прийти к тому же самому
заключению. Во-первых, в надписи, инкрустированной на передней стенке саркофага,
сл
|
|