Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Египта :: Артур Вейгалл - Эхнатон. Фараон-вероотступник
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-
 
ок никак нельзя было рассматривать как 
оскорбление
Амона, поскольку и Тутмос III ,и другие фараоны посвящали свои храмы, 
расположенные в
Карнаке, другим богам10.
Жрецам Амона-Ра приходилось мириться с существованием множества других богов в
Египте и отводить каждому из них свое место на небесах, сохраняя для своего 
собственного
бога титул «Владыка всех богов».
В Карнаке располагался храм бога Птаха, отдельные святилища, посвященные Мину,
тут же размещались храмы других богов. Таким образом, жрецы Амона-Ра не могли
воспрепятствовать новому строительству.
Храм в Карнаке11 был построен из песчаника, поэтому множество работников всех
рангов направили в карьеры близ селения Гебел-Силсилех, расположенного на 
берегу Нила
между Эдфу и Ком-Омбо, и близ города Эсны. Когда строительство близилось к
завершению, в скалах была вырублена огромная плита, на которой высекли фигуру 
фараона,
поклоняющегося Амону, сохранявшему свой статус государственного бога.
Однако над фигурой фараона располагался солнечный диск, от которого расходились
линии, изображавшие солнечные лучи, озарявшие фигуру царя. Каждый луч 
заканчивался
маленькой рукой, и все картина символизировала, вероятно, передачу «тепла, 
которое есть
Атон» фараону. Интересно, что этот прославленный символ атонического культа 
впервые
появляется в сцене поклонения Амону.
Уже в текстах на пирамидах мы встречаемся с «рукой солнечных лучей», но этот
символ новой религии ранее нигде не встречается, и, похоже, его придумал сам 
юный
правитель.
Фараона называли верховным жрецом Ра-Хорахти, но титул «Живущий праведно»,
который Эхнатон сам себе взял в последующие годы и который имел 
непосредственное
отношение к разработанной им религии Атона, пока не употреблялся.
Археологи обнаружили множество обломков, сохранившихся от этого храма, на
которых упоминаются имена богов Гора, Сета, Упуата и других. Царя по-прежнему
называли Аменхотепом IV, что позже было запрещено, и имена Атона, позднее
высекавшиеся в царских карту-шах, здесь не встречаются.
Храм нарекли «Атон, который находится в Доме Атона», – забавное название, 
значение
которого не совсем ясно12.
Некоему чиновнику по имени Хаттаи присудили титул «писца и смотрителя житницы в
Доме Атона», – возможно, так именовался этот храм. О храме, названном на тот 
раз полным
именем, упоминается в надписи в гробнице Рамоса, там же имеется рисунок, но 
больше
ничего о нем не известно.
Строительство пытались завершить как можно быстрее, судя по тому, что вместо
огромных, тщательно пригнанных и отполированных каменных блоков, которые обычно
использовались для возведения храмов, здесь применяли сравнительно небольшие и 
далеко
10 Точная дата начала строительства неизвестна, но на фрагменте, находящемся 
сейчас в Берлине, имеются
следы полустертого картуша с именем Аменхотепа III, поверх которого написано 
имя Эхнатона.
11 Для обозначения храма используется слово benben, которое заканчивается 
иероглифом обелиска, что
привело к неточностям в переводе. Возможно, храм напоминал комплекс в Абусире, 
во дворе которого стоял
обелиск.
12 Возможно, что слово «находится» – ошибка перевода.
не всегда хорошо обработанные куски камня, которые можно было быстро доставить 
и
водрузить на место.
Возникавшие из-за этого дефекты кладки затем маскировали штукатуркой и цементом,

с помощью которых поверхность стен выравнивали, чтобы на них можно было 
разместить
рельефы. Место, где стоял храм, стали называть «Сияние великого Атона», а город 
Фивы
получил новое имя – «Город сияния Атона».
Есть еще два памятника, которые датируются первыми годами правления Эхнатона: 
это
гробницы важных вельмож. В упомянутый период одной из главных персон в стране 
был
уже упоминавшийся Рамос, визирь Верхнего Египта. Этот сановник теперь строил и 
украшал
величественную усыпальницу для самого себя в фиванском некрополе.
В огромном зале этой гробницы ремесленники вырубали прекрасные скульптуры и
расписывали стены. Их работа была доведена едва ли до половины, когда они 
решили
изобразить Аменхотепа IV, сидящего на троне, за которым стоит бог
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-