|
араоне Рамзесе II,
говорится, что он достиг совершеннолетия в шестнадцать лет. Послания из
Тель-эль-Амарны
и надпись в Вади-эль-Хамамат ясно дают понять, что в первые годы царствования
Эхнатона
его мать исполняла при нем роль регента. Перемены в искусстве и религии,
спровоцированные Эхнатоном, могли начаться, только когда он стал
совершеннолетним.
Поскольку это произошло, как свидетельствуют надписи, на четвертый год его
царствования,
то опять-таки к моменту смерти ему должно было быть около тридцати лет. Отметим
в связи
с этим, что халифу эль-Хакиму было шестнадцать, когда он издал свои первые
указы
касательно религии.
3. Юаа и Туа похоронили, вероятно, в самом конце царствования Аменхотепа III,
ибо
они, как утверждает профессор Э. Смит, умерли в преклонном возрасте. Фараон,
царица Тиу
и две их дочери принесли усопшим погребальные дары, однако нигде ничего не
говорится о
сыне. Мы не встречали никаких упоминаний об Эхнатоне вплоть до того момента,
когда он
перед самой смертью отца женился на митаннийской принцессе Тадухипе. На колоссе
из
Мединет-Абу изображены три дочери Тиу, но нет изображения ее сына. Если бы в
период
царствования своего отца он был достаточно взрослым, мы бы наверняка имели о
нем хоть
какие-нибудь сведения. Из всего сказанного следует вывод, что в момент смерти
Аменхотепа
III Эхнатон был еще очень юн.
4. Похоже, что в последние годы своего правления Аменхотеп III тяжело болел,
поскольку известны два случая, когда правитель Митанни посылал ему
чудодейственную
статуэтку богини Иштар, надеясь, что она исцелит его. Имеется и другой
любопытный факт:
Манефон пишет о тридцати годах правления Аменхотепа, в то время как на
основании
других источников можно сделать вывод о том, что он правил в течение тридцати
шести лет.
Возможно, это противоречие объясняется тем, что в течение последних шести лет
своего
царствования Аменхотеп III был уже не в состоянии править страной.
Его сын, однако, не принял власть, и всеми делами занималась царица Тиу.
Очевидно,
Эхнатон был еще слишком мал, и, даже вступив на трон, он, как свидетельствуют
письма из
Тель-эль-Амарны, продолжал советоваться с матерью по государственным вопросам.
При этом в письме от Душратты, помеченном тридцать шестым годом правления
Аменхотепа III, Тадухипа упоминается уже как жена Эхнатона, следовательно,
мальчику к
этому времени уже было двенадцать – тринадцать лет. Соответственно, к моменту
смерти,
через семнадцать лет, Эхнатону было около тридцати.
В свете всех вышеперечисленных фактов я могу сделать вывод, что Эхнатон умер в
тридцать лет. Однако в оксфордском фрагменте представлен фараон, празднующий
свой
хебсед, или юбилей, что на первый взгляд указывает на то, что Эхнатон прожил
гораздо
дольше. По моему мнению, однако, сам факт празднования юбилея ничего не значит.
Большинство исследователей считают, что хебсед отмечался на тридцатый год
царствования фараона, но Э. Мейер показал, что Тутмос II, также не доживший до
тридцати,
праздновал этот юбилей дважды. Профессор Зете считает, что, вероятнее всего,
хебсед
отмечался по истечении тридцати лет с тех пор, как нынешний правитель был
объявлен
наследником трона. Поскольку Эхнатон был объявлен наследником сразу после
своего
рождения, празднование юбилея указывает лишь на то, что ему исполнилось по
крайней
мере тридцать лет к моменту его смерти, что соответствует моему выводу1.
В оксфордском фрагменте нет указаний на дату юбилея, но, поскольку в ней
упоминается «Великий жрец Эхнатона», речь, по-видимому, идет о последних годах
царствования, когда культ Атона превратился в хорошо разработанную и сильную
религию.
1 Профессор Зете ошибается, утверждая, что в картушах оксфордского фрагмента
видны следы более
древних надписей.
Мумия, обнаруженная нами в гробнице Тиу, находившаяся в саркофаге, бесспорно
принадлежавшем Эхнатону, была отправлена на эксп
|
|