|
ла пограничное положение между сирийскими
владениями фараона, землями хеттов и Месопотамией. Поэтому уже несколько
поколений
фараонов брали себе невест из Митанни. Так поступил Тутмос IV, уроженкой
Митанни была
жена Аменхотепа III Гилухипа и, не исключено, сама царица Тиу. Все это были
политические браки ради благополучия Сирийской империи. Решив устроить свадьбу
своего
больного сына, фараон отправил посла к Душратте, чтобы заключить брак между
двумя
детьми.
Ответ Душратты благодаря счастливому стечению обстоятельств дошел до нас. Царь
Митанни принял посла и был очень рад перспективе дальнейшего сближения двух
стран. Из
следующего письма становится очевидным, что принцессу сразу отправили в Египет,
и,
6 О его возрасте свидетельствует мумия, она принадлежит человеку в возрасте не
более пятидесяти лет.
7 Мы знаем, что мудрый Аменхотеп, сын Хапу, был управляющим имения принцессы
Сетамон, но эти
сведения могут относиться и ко временам до того, как принцесса была изображена
в гробнице Юаа и Туа.
похоже, принц Аменхотеп немедленно женился на ней. Маленькую принцессу звали
Тадухипа, но после ее прибытия в Египет больше нигде не упоминается, возможно,
она
умерла в юном возрасте.
Судя по всему, после этого принц Аменхотеп женился на юной египтянке по имени
Нефертити, которая и стала его царицей. Ее отец Аи принадлежал к высшей знати.
Супругу
Аи звали Ти, но, скорее всего, Нефертити была дочерью его первой жены,
поскольку в
документах Ти именуется «главной нянькой и кормилицей», но не матерью Нефертити.
Самого Аи впоследствии называли «царским тестем»; этот титул ранее неправильно
переводили как «божественный отец», приписывая ему некий религиозный смысл.
Обычно Нефертити и Тадухипу отождествляют, предполагая, что Ти и Аи были не
реальными, а посажеными родителями чужеземной принцессы. Разумнее, однако,
предположить, что Нефертити была египтянкой и ее выдали замуж за принца после
смерти
его первой жены Тадухипы. Недавняя находка подтверждает мое предположение. Судя
по
стилю исполнения и форме короны, статуэтка безусловно изображает Нефертити, а
черты
лица явственно свидетельствуют о том, что изображенная женщина – египтянка, а
не
иноземка8.
Поскольку египетские девушки обычно становились матерями в тринадцать –
четырнадцать лет, а Нефертити родила первенца спустя почти пять лет после
свадьбы, она,
скорее всего, была на два-три года моложе принца.
Вскоре после этих событий двор погрузился в траур в связи с кончиной Аменхотепа
Великолепного, последовавшей на тридцать шестом году его царствования. Царица
Тиу
взяла на себя управление государством от имени своего тринадцатилетнего сына,
который
взошел на трон фараонов под именем Аменхотепа IV, а Нефертити стала его царицей.
Глава 5
ВСТУПЛЕНИЕ ЭХНАТОНА НА ТРОН
Вступив на трон, юный царь определил свой титул следующим образом:
«Могучий бык с длинной шерстью, возлюбленный двумя богинями, великий
царь Карнака; золотой Ястреб, венценосный владыка в Южном Гелиополе, царь
Верхнего и Нижнего Египта, Прекраснейший из созданий Ра, единственное
воплощение Ра; Сын солнца, Мирный Амон (Аменхотеп), Божественный
правитель Фив, Вечноживущий; возлюбленный Амона-Ра, Владыки небес».
Все фараоны носили весьма пышные титулы, и этот набор выглядит достаточно
традиционно. Как и его предки, фараон именовался «Возлюбленный Амона-Ра», хотя,
как
мы уже успели убедиться, могущество этого бога уменьшилось. Чтобы восстановить
справедливость, после этого реверанса в сторону фиванского бога был использован
более
необычный титул:
«Верховный жрец Ра-Хорахти, торжествующего на горизонте под именем
подателя тепла Атона».
Пусть мальчика называют возлюбленным Амона, пока фиванские стены не начнут
дрожать от этих криков; пусть жрецы повторяют титулы Амона-Ра, владыки небес,
до звона
в ушах, судьба фиванского бога была решена, потому что правящий фараон
поклонялся
другому бо
|
|