|
тво все
больше и больше велось на грече-
ском языке. Для греков и егип-
тян существовали различные за-
коны. Египтяне не получали до-
ступа к высшим должностям.
Основным земледельческим насе-
лением страны были так называе-
мые «лаой» — «люди», то есть
египтяне. Но они трудились на
царской земле, так как собствен-
ником всех земельных богатств являлся царь. В царскую казну стекались
огромные доходы от податей и налогов с «лаой» и от земель, пожалован-
ных греко-македонской и туземной знати, воинам и жрецам. Наряду
с «лаой» существовал большой слой неимущих бедняков — поденщиков.
В поисках работы они скитались из хозяйства в хозяйство, получая за
работу плату натурой и деньгами. Их по праву можно назвать «времен-
111
Птолемеевские монеты с изображениями:
Сераписа, Птолемея III, Береники I I ,
Птолемея II и Арсинопа I I , Птоле-
мея VI, Антония и Клеопатры.
Писец учитывает поступление вина.
ными рабами», так как во время работы они не могли перейти к другому
господину. Наконец, низший слой общества составляли рабы. Как скот,
их продавали, покупали, завещали. Рабов было довольно много даже
в сравнительно скромных по общественному и имущественному поло-
жению греческих и египетских семьях. Основная масса рабов добыва-
лась во время военных походов в Сирии и Финикии, а также на неволь-
ничьих рынках. Класс рабов постоянно пополнялся за счет должников-
египтян.
Рабов не называли людьми. Раб — это «тело», «челядинец» и
даже просто «человеконогое», но не человек. Пищу рабов заносили
в общий список корма, выделяемого домашним животным. В одной ве-
домости, например, расход зерна на рабов записан рядом с кормом
для собак.
Особенно чудовищной была эксплуатация рабов, преступников и
военнопленных на золотых рудниках в Нубии. Описание их труда оста-
вил географ Агатархид, современник Птолемеев. День и ночь в оковах,
истязаемые надсмотрщиками, осужденные на эту ужасную жизнь добы-
вали породу, следуя за золотоносной жилой. Дети выносили камни.
Женщины и старики продолжали работу, измельчая породу. Никто не
знал снисхождения, и все с нетерпением ждали смерти — более желан-
ной, чем жизнь.
К. Маркс, приводя в «Капитале» этот отрывок, писал: «Ужасным
становится чрезмерный труд в древности в тех случаях, где дело идет
о добывании меновой стоимости в ее самостоятельной денежной фор-
ме — в производстве золота и серебра. Насильственный труд, убиваю-
112
щий работника, является здесь официальной формой чрезмерного
труда».1
Беспощадная эксплуатация населения и строго разработанная
система контроля и учета послужили основой для создания сказочных
богатств Птолемеев. С царских земель вся продукция шла в казну. Со-
бирались огромные доходы от налогов, податей и сборов. Кроме подуш-
ной подати, которую платили все, за исключением жрецов, существовали
подати на голубятни, на скот, рабов; накладывался налог за аренду
дома, взимались сборы на содержание стражников, врачей, бань, на
царскую корону при воцарении нового фараона, и т. д. и т. п. Для луч-
шего выкачивания поборов от населения Птолемеи ввели систему
откупов при сборе налогов и податей. Откупщики выплачивали казне
назначенную сумму, а затем собирали налог у населения.
Пшеница, основная сельскохозяйственная культура Птолемеевского
Египта, и изделия египетских ремесленников (ткани, стеклянная посуда,
папирус и пр. ) вывозились из Египта на продажу. Весь доход от тор-
говли, а также пошлины на ввозимые товары также стекались в казну.
Все эти богатства использовались с баснословной расточительностью на
прихоти царского дома и приближенных Птолемеев.
Птолемеи, конечно, больше тяготели к греко-македонскому миру.
Египетский народ — создатель всех ценностей — ничего не получал. Но
при случае Птолемеи поражали весь мир своей щедростью в отношен
|
|