|
уже подробно говорили в главе «Поворот, как на гончарном круге».
Зачатком особого вида художественной литературы — приключен-
ческой повести — является известный литературный памятник Среднего
царства — «Рассказ египтянина Синухета». Синухет был придворным во
время Аменемхета I. Он сопровождал царевича Сенусерта во время
военного похода. Узнав о смерти фараона и боясь смуты в стране, Си-
нухет бежал в Азию через пустыни. Когда он уже изнемог от жажды и
голода и почувствовал «вкус смерти», его спасли кочевые племена ази-
90
атов. В конце концов Синухет
даже стал предводителем од-
ного из этих племен. Слава о
добром отношении Синухета
к египетским послам дошла до
фараона, и тот пригласил Си-
нухета вернуться на родину.
Синухет, передав имущество и
власть своим сыновьям, вер-
нулся в Египет.
Гимн фараону Сенусер-
ту I I I может являться образ-
цом среднеегипетской поэзии.
Египетское стихосложение не
знало рифмы. Играли роль
определенное количество сло-
гов в строке, повторение первых частей в строке и другие приемы. Гимн
Сенусерту III после вступительной части имеет три части, в каждой из
которых строка начинается особым припевом. В первой части каждая
строка начинается: «О, как ликуют боги!.. « Во второй — «О, как велик
владыка!» В третьей — «Пришел он для нас... « Например: «О, как ве-
лик владыка! Он подобен теплому и сухому углу зимой. О, как велик
владыка! Он подобен горе, преграждающей ветер во время не-
настья... « и т. п.
В период Нового царства художественная литература получает
свое дальнейшее развитие. Как известно, в первую половину XVIII ди-
настии литературным языком является еще среднеегипетский язык.
Но расцвет новоегипетской литературы начинается с победы жи-
вого разговорного новоегипетского языка. На нем написаны интересней-
шие сказки, рассказы и стихотворения времени XIX—XX династий.
Грандиозные грабительские походы фараонов Нового царства вы-
звали к жизни ряд сказаний и легенд. «Взятие Яффы» — можно назвать
одну из таких легенд, дошедших до нас в записи на папирусе. В ней
Земледельческие работы.
91
Погонщик ослов
рассказывается об осаде города Яффы военачальником Тутмоса I I I —
Джхути. Город был взят хитростью: египетские воины были
доставлены в город в пятистах огромных корзинах, в которых будто
бы находились дары князю Яффы.
За игральной доской.
Подвиги Рамсеса II во время Кадешской битвы с хеттами воспеты
в «Поэме о Кадешской битве».
Проникновение египтян в Азию во время Нового царства, знаком-
Юмористический рисунок: лев с антило-
пой за игральной доской
ство с жизнью других народов отразились в лучшей древнеегипетской
сказке — «Зачарованный царевич». Жили-были, — говорится в ней, — царь
и царица, но у них долго не было детей. В конце концов у них родился
сын, но богини предсказали ему гибель или от собаки, или от змеи, или
от крокодила. Чтобы перехитрить судьбу, царь поместил сына в башню,
92
куда никто, кроме слуги, не имел доступа.
Однажды царевич увидел какое-то стран-
ное существо. Это была собака. Царевичу
так понравилось это животное, что он
упросил отца дать ему щенка. А когда
царевич вырос и узнал о предсказании,
то он решил, что от судьбы не уйдешь, и
отправился путешествовать на колеснице
с собакой. Он попал в северное Двуречье.
Там с ним произошло много приключе-
ний, в результате которых он женится на
дочери тамошнего царя. Она спасает его
от змеи. Итак, одно предсказание не сбы-
лось. Потом они едут в Египет. Здесь
царевич спасается от крокодила. Но на
этом папирус обрывается, и нам неиз-
вестна судьба царевича. Может быть, он
спасся и от собаки, а может быть, его
собственная собака явилась при-
чиной его гибели.
Сказка о «Правде и кривде» повествует о победе справедливости.
Один брат ослепил своего старшего брата и захватил его имущество.
Ослепленный ушел жить в пустыню и был там подобран
|
|