|
Палестина, ни Финикия, ни Кипр не при-
знавали его главенства. Об этом рассказывает «Путешествие Унуамона»,
написанное на папирусе, который сейчас хранится в Государственном
музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Унуамон — жрец храма Амона в Фивах — был послан Херихором
за ливанскими кедрами для священной ладьи Амона. В одном городе на
палестинском берегу с его корабля сбежал кто-то из команды, захватив
с собою золото и серебро, предназначенное для покупки кедра. С этого
момента начинаются мытарства Унуамона. Некогда покорные князьки
не считают себя «слугами» Египта и не желают бесплатно дать дерево.
В конце концов Унуамон, видимо, благополучно возвратился на родину,
выполнив поручение. Но какое падение престижа Египта! И лишь вос-
поминания о прежнем великом значении и влиянии культуры египет-
ской земли остаются у народов Передней Азии: «И искусство вышло из
нее, и учение вышло из нее, чтобы дойти до места, где я пребываю», —
говорит князек Библа Унуамону.
У ИСТОКОВ «ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ»
Можно ли поверить словам финикийского правителя, которыми мы
завершили предыдущий раздел, или это преувеличение египетского пис-
ца? До сих пор как будто все подтверждало правильность столь высокой
оценки. Египтяне дали человечеству алфавит; истоки европейской на-
уки и философии восходят тоже к Египту. Некоторые религиозные пред-
88
ставления древних египтян в дальнейшем
повлияли на создание других религий,
например христианства.
В области зодчества египтяне созда-
ли непревзойденные памятники искус-
ства. Это тоже имело значение для миро-
вой цивилизации. Основные типы колонн,
получившие такое развитие в греческой
архитектуре, ведут начало от древнееги-
петских.
Великие достижения выпали и на
долю египетской художественной литера-
туры.
Что же представляла собой древне-
египетская художественная литература?
Почти все жанры художественной лите-
ратуры, известные человечеству, возникли
в Египте. Сказки, повести, политические
памфлеты, приключенческая литература,
поэмы, сатирические произведения, гим-
ны, оды, лирическая поэзия, романы —
все это было у древних египтян. Художе-
ственная литература развивалась посте-
пенно. Зародилась она, без сомнения, в
очень древние времена. Но классическим
периодом художественной литературы
считается Среднее царство. И это, види-
мо, не случайно. Выдвижение широких
слоев народа повысило интерес к жизни
и деятельности простых людей. Неджесы
становятся героями многих произведений,
в том числе и сказок.
В «Сказке о потерпевшем корабле-
крушение» воин, сопровождающий ка-
кого-то князя, по происхождению неджес, рассказывает своему повели-
телю о благополучном исходе одного морского путешествия.
Корабль, на котором находился этот неджес, потерпел крушение в
море. Неджес был вынесен волною на таинственный остров, где цар-
ствовал сказочный Змей. Змей отнесся к нему хорошо и предсказал
счастливое возвращение домой. И действительно, через два месяца
пришли египетские корабли и забрали потерпевшего кораблекрушение
вместе с дарами Змея, а остров исчез, «превратившись в волны». Нед-
жес доставил дары фараону, за что был возведен в телохранители и на-
делен рабами и землей.
В «Повести о красноречивом поселянине» говорится о злоключе-
89
Типы древнеегипетских колонн.
Рисунок художника Д. Ефимова
(1836).
Первая страница «Сказки о потерпевшем кораблекрушение».
Государственный Эрмитаж.
ниях Хунанупа, — жителя оазиса. Он отправился в Гераклеополь, чтобы
обменять шкуры, благовонные травы, натрон и другие продукты на не-
обходимое ему зерно, но его ослов по дороге отнял Джхутинехет, че-
лядинец вельможи Ренси, а Хунанупа жестоко избил. Хунануп отпра-
вился к Ренси и молил его о справедливости, произнося одну за другой
витиеватые речи. Ренси рассказал об этом фараону. Эти речи так по-
нравились фараону, что тот приказал их записывать. Девять речей про-
изнес красноречивый поселянин, то обличая произвол и беззаконие, то
восхваляя Ренси и фараона. В конце концов обидчик Джхутинехет на-
казан, а все его имущество отдано поселянину.
Благополучный конец повести не может скрыть угнетенного положе-
ния бедных свободных и произвола знати и чиновников во время Сред-
него царства.
Событие огромной важности в жизни египетского народа описыва-
ют политические памфлеты Среднего царства — «Речение Ипусера»,
«Пророчество Неферти» и «Беседа жреца Анху со своим сердцем». О них
мы
|
|