Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Египта :: Н. ПЕТРОВСКИЙ, В. МАТВЕЕВ - Египет - СЫН ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
и, что к концу «династии Иттауи» Аменемхет III
уничтожает могущество местной знати. Двухсотлетнее правление
XII династий привело, казалось бы, к упрочению единства государства
и царской власти. И вдруг в начале XVIII века до нашей эры могуще-
ство и сплоченность египетского государства исчезают.
Многие ученые связывают это странное на первый взгляд явление
Прачечники.
с ростом классовой борьбы, которая привела в 1750 году до нашей эры
к древнейшему в мире народному восстанию.
Об этом событии повествуют политические памфлеты: «Речение
Ипусера», «Пророчество Неферти» и «Беседа жреца Анху со своим
сердцем». Названия этих литературных произведений даны египтоло-
гами согласно характеру и форме повествования. Первое название отно-
сят к большому тексту, написанному на папирусе длиной около четырех
метров. Сейчас этот папирус хранится в Лейденском музее под № 344.
«Пророчество Неферти» начертано на папирусе, находящемся в Госу-
дарственном Эрмитаже за № 1116В. Небольшие части «Пророчества»
сохранились также на нескольких глиняных черепках Каирского му-
зея. В Британском музее есть довольно большая деревянная писцо-
вая дощечка № 5645. На ней написано начало третьего текста. Эти два-
дцать строк получили название «Беседы жреца Анху со своим
сердцем».
Все эти памятники объединяет одно — рассказ о каком-то страш-
ном событии, которое произошло в Египте. Нам неизвестно, кто описал
все это. Но повествование вложено в уста жрецов Неферти и Анху
и какого-то «Ипу-вельможи». Они с ужасом пишут о хозяйственной раз-
рухе в стране, о слабости царской власти и, главное, о восстании народа.
«Страна повернулась, как на гончарном круге», — с горечью говорит
Ипусер.
50
Рыбаки.
Гражданская война — «мятеж» — вспыхнула с необычайной силой.
Бедные свободные — птицепасы, пивовары, привратники, воины, ремес-
ленники, земледельцы и другие — взялись за оружие и перестали выпол-
нять приказания знатных и чиновников. Бедняки отнимали у богачей
землю, рабов, скот, уничтожали податные документы, свитки законов,
громили присутственные учреждения, дома знати и дворцы, грабили
пирамиды и гробницы, убивали чиновников и знать. Более того, они
посягнули даже на священную особу царя. «Свершилось то, — воскли-
цает Ипусер, — что не случалось издавна. Царь захвачен бедняками!»
51
Огородники.
В народном восстании принимали участие и рабы; некоторые из
них становились свободными. Но как вещь, как скот и имущество, рабы
сами являлись предметом захвата бедными свободными. Таким обра-
зом, это восстание являлось выступлением прежде всего свободных бед-
няков против богачей, знатных, царя.
Нам неизвестно, как окончилось восстание. Вполне возможно, что
оно пошло на спад в связи с тем, что над Египтом нависла новая опас-
ность: вторжение чужеземцев из Азии. Об их проникновении говорят
уже Ипусер, Неферти и Анху. Но это явилось лишь началом вторжения.
«ВЛАСТИТЕЛИ ПУСТЫНЬ»
Египет находился в постоянных отношениях с азиатскими племе-
нами, кочевавшими на востоке и северо-востоке от долины Нила. Эти
отношения не всегда были враждебными. В голодные годы кочевые
племена спускались в плодородную долину и, с разрешения египетских
властей, размещались в отведенном для них месте. На одном изображе-
нии Древнего царства мы видим тощих, полуумирающих азиатов —
детей, женщин и мужчин. Дородный, толстый египетский писец встре-
чает их и распределяет на жительство.
Во время походов воинственных египетских царей большое коли-
чество рабов пригоняли из Азии.
После падения могущества «династии Иттауи» и общественного
потрясения в конце Среднего царства волны кочевников с востока хлы-
нули в Дельту. Египет не мог оказать сопротивления «властителям
пустынь» — «хекау хасут» (так называли египтяне азиатских кочевни-
ков) — по-гречески «гиксосам».
После XII династии государство снова распалось. В Мемфисе был
центр XIII династии, на юге Египта и в Эфиопии тоже образовалось
какое-то царство, на западе Дельты появилась XIV династия с центром
в городе Ксоисе. На престоле стали появляться цари со странными, не
царскими именами: «негр», «военачальник». Имя одного из последних
царей XIII династии было Дедумес. При нем в начале XVII века до
нашей эры гиксосы вторглись в Египет.
Манефон — египетский жрец, написавший на основании египетских
летописей историю Египта на греческом языке, сообщает, что при
царе Тутимайосе (Дедумесе___________) «явились с востока люди неизвестного
происхождения... одного из своей среды они сделали царем. Его имя
было Салатис».
Гиксосские цари, по сведениям Манефона, основали на северо-
вос
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-