|
елал пометку: «Она здесь»
и «Кончено» (!). Для женщин и для мужчин-беглецов было только одно
наказание: они на всю жизнь превращались в рабов.
О тяжелом положении бедных свободных рассказывают и другие
Египетская крепость в Семнэ у вторых порогов, поставленная Сенусер-
том I I I . Реконструкция
46
источники. В «Повести о красноречивом поселянине» ярко описан про-
извол и беззаконие царских чиновников и их челяди в отношении посе-
лянина оазиса, пришедшего в долину обменять шкуры зверей и другие
товары на хлеб.
И все-таки бедняки были свободными. Они имели свою собствен-
ность: скот, землю, даже рабов могли выбиться в люди, стать более или
менее обеспеченными. Таких людей во время Среднего царства появля-
лось все больше и больше.
Ткачихи.
Наряду с этим увеличивалось и количество рабов.
Многочисленные походы в Эфиопию и Азию явились источником
притока рабов. Почти каждая царская надпись упоминает пленников
наряду с прочей добычей. Своими походами в Эфиопию особенно про-
славился Сенусерт III (вторая четверть XIX в. до н. э. ). Его имя в гре-
ческой передаче «Сезострис» стало нарицательным для всякого воинст-
венного и мощного царя. Любопытно, что даже Иван Грозный через
три с половиной тысячи лет в переписке с Курбским называет себя
«приявшим мощь Сезостриса».
С чудовищной жестокостью обрушивались полчища египтян на
своих врагов. «Захватил я их женщин, — сообщает одна из надписей
Сенусерта III в Эфиопии, — привел я их людей, вышел я к их колодцам,
побил я их быков, вырвал я их ячмень, поджег я его...»
47
Рабы-пленники, пригонявшиеся в Египет, использовались не только
в хозяйстве царя и знати, но и в хозяйствах сравнительно небогатых
людей. Рабов продавали, завещали, как и всякую другую собственность.
Рабов часто жаловали за верную службу. Как скот, рабы исчислялись
«головами». Воины царского сопровождения — телохранители — могли
получить после успешного похода шестьдесят — сто «голов».
Рабы использовались на земледельческих работах, в ремесленных
мастерских, в качестве домашних слуг. На оборотной стороне упомяну-
того уже папируса Бруклинского музея сохранился любопытный текст.
Некая египтянка предъявляет права на более чем девяносто рабов
и рабынь. Они перечислены с указанием имени и профессии. Судя по
именам, многие из взрослых рабов были азиатами. Большинство жен-
щин — ткачихи. А среди мужчин имеются повара, слуги, пивовары
и даже воспитатели — «дядьки». Египетское имя одной из рабынь сразу
вводит нас в бездну человеческого несчастья, мечты о свободе и своей
родине. Эту рабыню звали: «Мы вернемся в нашу страну».
«ЦАРЬ — ЭТО ПИЩА»
На одном насилии власть царей Среднего царства не могла бы
удержаться. Мы уже видели, что плодами грабительских походов поль-
зовались многие. Цари раздавали за службу при дворе и в армии
десятки и сотни рабов. Придворную и местную знать наделяли многими
должностями и пышными титулами: «царев знакомец», «друг единствен-
ный», «казначей царя», «относящийся ___________к короне при украшении царя»,
«начальник восточных пустынь», «князь наследственный», «князь мест-
ный» и так далее.
Необычайно развитый бюрократический аппарат ведал всеми отрас-
лями хозяйства. Первым человеком после царя являлся «верховный
сановник». Он ведал всеми делами государства и царского хозяйства,
стоял во главе высших судебных присутствий и податных управлений,
Оружейники
48
Вельможа у себя дома и при выходе
являлся начальником столицы. К нему сходились все нити управления.
Но все — от верховного сановника до воина-телохранителя и мелкого
писца управления — кормились от царского хозяйства. До нас дошли
бухгалтерские книги дворцовых управлений. В них с величайшей точ-
ностью учитывали выдачу продовольствия. «Чашник царских палат»
ежедневно получал довольствие для царя, его семьи; хлеб, мясо, лук,
финики, пиво, вино и другие продукты, приготовляемые в специальных
продовольственных «мастерских», по приказу царя выдавали вельмо-
жам и дворцовой челяди. Награбленное у своего собственного народа
с величайшей расточительностью раздавалось тем, у кого были свои
поместья и хозяйства. Даже правители областей хвалились постоян-
ными выдачами с царского стола Такая система «распределения» выте-
кала из самой сущности египетского государства. Оно держалось на
насилии, угнетении народных масс и рабов и организованном выделении
части дохода знати и государственному аппарату. Недаром сановник
Схотепибра восклицает: «Дает царь пищу тем, кто его сопровождает,
питает он того, кто следует по его пути: царь — это пища!»
Управление вельможного хозяйства.
49
ПОВОРОТ, КАК НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ
Мы уже говори
|
|