|
згляд. Теперь многие стали говорить, что рабы ничем по
природе не отличаются от других людей. Более всего это мнение выражали стоики.
Так назывались слушатели и сторонники Зенона (родом с острова Кипра), тоже
учившего в Афинах; название стоиков произошло от галереи стоа, где Зенон любил
вести беседы. Стоики учили, что все люди – между собою братья. Бог любит людей,
как детей своих. Нет человека, о котором бы мы сказали, что он стоит слишком
низко и не может требовать от нас любви и справедливости к себе; и раб –
человек и у него то же самое право. Во всем мире один закон, одна душа. Душу
мира образует великое пламя в средине его; в каждом человеке горит искра от
этого огня.
VII. ИТАЛИЯ И РИМ. 500 – 270 ГГ. ДО Р. X.
Италия. Около времени похода Александра на восток греки заговорили о новом
воинственном народе на западе: это были римляне в Италии.
Италия занимает длинный и узкий Апеннинский полуостров. Как Балканский
полуостров, Италия отделена с севера высокими горами – Альпами. Через всю
страну с северо-запада к юго-востоку проходят Апеннинские горы. Этот внутренний
хребет не дробит Италии так, как горы разделяют Грецию; он идет одним главным
гребнем ближе к восточному берегу и оставляет впереди себя на западе довольно
большие равнины; по Италии легче двигаться, чем по Греции; в Италии можно с
большим успехом заниматься земледелием. Сама страна могла больше прокормить
народу, чем Греция, и населению Италии долго не нужно было искать пропитания за
морем.
Но море здесь и не так приветливо, как у греков. На востоке Адриатическое
море бурно, и его берега неприступны, гаваней нет. Берега западного моря
(Тирренского) и особенно южного (залив Тарентский) лучше: они образуют
несколько хороших бухт; на западе лежат и острова – Сицилия, Сардиния и Корсика.
К западным берегам Италии впервые стали ездить чужие, греки и карфагеняне. С
этой же стороны двинулись потом морем и сами жители Италии. Оттого можно
сказать, что Италия обращена лицом на запад, как Греция на восток. Греки
получали с востока больше товаров и сведений; греков больше переселилось на
восток, чем на запад от родины. Жителей Италии, напротив, долго занимали страны,
лежавшие от них на запад (нынешние Испания, Франция, Алжир и Тунис).
Италия в настоящее время не имеет лесов; климат ее сухой; ее главные
растения – виноград, рис, кукуруза, южные плоды; есть сахарный тростник,
хлопчатник, пальмы. Кроме винограда, все эти растения перенесены были в Италию
недавно: большую часть их пересадили сюда арабы, лет за 900 до нашего времени.
Две тысячи лет тому назад, во времена римлян, Италия имела совсем другой вид.
Главные растения в ней были европейские хлеба; больше всего разводили не
пшеницу, а ячмень, который теперь сеют только в северных странах. Лесов было
очень много, и климат стоял более сырой и холодный, чем теперь.
Реки Италии крупнее, чем в Греции, а в старину, благодаря лесам, они были
многоводнее. Но у них по большей части очень узкие выходы к морю: весною в
половодье река, быстро сбегая с гор, запирает себе сама выход кучами мусора,
который несет с собою, и разливается большими озерами и болотами; в них вода
застаивается, гниет и заражает воздух. Оттого близко к морю было мало
поселений; народ должен был забираться на высоты и строить села на разрозненных
холмах.
Рим. В середине Италии жили латины. Они были земледельцы и скотоводы. Их
большие села были окружены крепостными валами. Самое крупное их поселение был
Рим, на реке Тибре (его основание считается в 754 г. до Р. X.). Рим стоял
недалеко от устья реки, и до него могли добираться морские суда. Сюда приезжали
торговать с латинами греки и карфагеняне. Оттого город стал расти и взял власть
над другими латинскими поселками. Все население области стало потом называться
по главному городу – римлянами, а от латинов осталось название латинского языка
(Рим по-латыни – Рома, римляне – романи).
Римляне были непохожи на греков. Весь их обиход был суровее и проще. У них
долго держались человеческие жертвы: во время наводнений Тибра бросали людей в
реку, чтобы умилостивить ее бога; когда случалось землетрясение и раскрывались
трещины в земле, зарывали несколько человек живыми в жертву страшным подземным
богам.
Долго сохранялись в Риме старинные судебные обычаи, которые напоминали
расправу: недруга можно было силой притащить на суд или захватить у него любую
вещь, чтобы заставить его отвечать на суде; заимодавец мог схватить
несостоятельного должника и показать его суду, а потом увести к себе в кабалу
или на казнь; должника выставляли на площади и спрашивали, не поручится ли за
него кто-нибудь; если никто не вступался, заимодавцы могли умертвить должника и,
как гласит старинный обычай, разделить между собой его труп. Жалобщик на суде
ничего не доказывал. Он только проделывал нужные жесты и говорил нужные слова
присяги, и вещь, которой он домогался, присуждалась ему.
Отец имел в семье неограниченную власть; жена и дети наравне с рабами и
скотом составляли его имущество (все вместе, что было под его рукой, называлось
фамилия, а сам глава был "отец фамилии"); он мог принять новорожденного ребенка
своего и не принять его, т. е. велеть выкинуть, мог лишить сына наследства.
Женщина была в полной воле мужа, а после его смерти подчинялась во всем своему
же старшему сыну, заступавшему место отца.
Суровый характер народа виден и в сказаниях, которые он сложил: есть рассказ,
как главный начальник римского войска велел казнить своего сына за то, что тот
против его приказа бился с врагом; кругом все просили пощады молодому
победителю, но отец остался непре
|
|