|
лонен и, ради соблюдения воинского порядка,
пожертвовал сыном. Сказание об основании Рима говорило, что два брата,
построившие город (Ромул и Рем), вскормлены были диким зверем, волчицей; город
Рим построен на крови: братья поссорились, и один убил другого.
Сказания восхваляли также простоту нравов римлян: однажды войско римлян было
заперто в горах и город был в смертельной опасности, чтобы спасти его, решили
призвать прославленного вождя; его застали за плугом на его небольшом участке.
Он освобождает Рим и после побед и подвигов опять возвращается скромно пахать
свое поле. Золото, так рассказывали дальше, не имело силы над римскими вождями:
послы врагов римского народа пришли было подкупить римского военачальника, но
нашли в избушке перед очагом старика в грубом домодельном плаще; он сидел на
голой земле и варил себе репу на ужин; увидав подарки, он сказал пришедшим:
"Лучше мне повелевать над богатыми, чем быть богатым самому".
Вера римлян. Римлянам были чужды образы живых и светлых греческих богов; у
них вообще не было никаких рассказов о богах. Их боги – одни только названия, и
взяты эти названия от человеческих действий; малого ребенка учат ходить,
кричать и говорить особые боги ходьбы, крика и речи; двери домов и ворота
города охраняет бог-Отпиратель (Янус). Есть богиня Верность, бог Держатель
слова и т. п. Главная сила у бога-воителя, Марса, и у великого отца, Юпитера.
Богам служили товарищества жрецов. В жрецы и гадатели выбирали людей, умевших
понимать речь богов; ее можно было открыть в полете и крике птиц, в молниях, в
особых приметах на внутренностях животных.
По понятию римлян, между людьми и богом заключен договор: когда люди
исполняют в точности все малейшие обряды, бог должен им дать помощь; если он не
помогает, значит, что-нибудь в обряде забыли или неверно сделали. Надо зорко
смотреть за всем: если, совершая богу возлияние, забудешь сказать: "Прими вино,
которое я тебе приношу", бог может подумать, что ему обещано все вино, лежащее
в погребе, и тогда придется все и отдать. Но люди могут также воспользоваться
каким-нибудь пропуском в договоре или истолковать его в свою пользу. Например,
если обряд требовал принесения в жертву редкостного животного, которое трудно
было достать, делали слепочек его из теста или воска и подносили богу.
Можно было перезвать бога, помогающего врагам, на свою сторону: при осаде
города надо было только узнать настоящее имя бога, которое туземцы скрывали от
чужих, и помолиться этим именем. Если город удавалось взять, надо было
перевезти к себе бога, сделать его из чужого своим, иначе он останется врагом;
напротив, если он переезжал к победителям, он должен был увеличить их силу. Все
обряды старались исполнять неспеша, спокойно, среди полной тишины: римляне не
любили восторгов, излишних чувств и волнения; все это они называли суеверием.
Большое значение имели гадания, без которых не начинали важного дела. Перед
началом войны, закладкой города, выбором начальников жрецы молились и гадали
внутри священного четырехугольника. Своим загнутым жезлом гадатель проводил две
черты, с севера на юг и с востока на запад, в виде креста и становился на их
пересечении лицом к югу. Небо над собою он мысленно делил такими же линиями.
Знамения слева от себя он считал благоприятными, справа – дурными. Если знаки
были дурные, гадатель говорил собравшемуся народу или его начальнику: "До
другого дня". Это значило, что с делом надо подождать или совсем отступиться от
него. Если знаки были хорошие, гадатель требовал полной тишины; затем он
наблюдал небо и дожидался ответа богов на поставленные им вопросы.
Военный лагерь в пути или новый город освящали согласно тому же обычаю.
Гадатели становились тут землемерами. По бороздам, которые они проводили при
закладке, испрашивая помощь богов, размещались главные улицы лагеря и города.
На пересечении их в лагере становился алтарь, перед ним была палатка вождя и
около – место сбора воинов, а в городе устраивалась большая рыночная площадь,
форум.
Всякое дело у римлян начиналось с гадания. Главные жрецы (понтифики) гадали
вперед на целый год и устанавливали заранее добрые и злые дни, когда можно и
когда нельзя приниматься за дела; в этом и состоял старинный календарь римлян.
Устройство римлян с 500 г. Сначала в Риме были цари, как в Греции во времена
Гомера. Достоверного о них ничего не известно. Сказание передавало, что народ
изгнал последнего царя Тарквиния Гордого за его жестокое правление (в один год
с изгнанием из Афин тиранна Гиппия). С этого времени ежегодно выбирались два
консула с большою властью. Это были городские головы, главные судьи и воеводы
над ополчением граждан. Они издавали приказы, присуждали виновным смерть или
телесное наказание; приговор тотчас же выполнялся их слугами, ликторами которые
в руках несли топоры, вложенные в связки прутьев. Консулы расписывали всех
граждан по разрядам для отбывания военной службы.
Граждане вооружались на свой счет, каждый по состоянию. В первом разряде
были богатые и зажиточные: их служба на коне или в тяжелом вооружении, в бою
впереди, была самая трудная и самая почетная*. У кого не было земли, тот по
бедности не служил в строю, а шел за солдатами в музыкантах или мастеровых.
Если гражданин был замечен в каком-нибудь позорном поступке, его выключали из
разрядов; тогда он платил штрафные деньги и не имел голоса в собраниях ратников.
* Зажиточная прослойка римских граждан составляла сословие всадников.
Консулы советовались с главами крупных семей. Эти "отцы" составляли сенат (т.
е. собрание старейшин). В самых важных делах, когда надо было решиться на
в
|
|