|
их подчиненными было крупное
неравенство в положении.
Перикл. Античный бюст
Афинский народ. Число афинских граждан было невелико сравнительно с
подданными: первых было в 20 или 30 раз меньше, чем вторых. В самой Аттике
настоящими гражданами считались только дети родителей граждан; все другие, как
бы долго ни жили в Афинах, оставались "обывателями"; их мнения не спрашивали в
делах, касавшихся всего города или всей державы; они не получали никаких выдач
из казны.
Тем более заметны были выгоды, которыми старались наделить граждан. За
участие в суде, за потерю времени на какой-либо службе они получали
вознаграждение. Иногда между ними разделяли хлеб, купленный и привезенный на
общественный счет. Небогатые граждане, кроме того, постоянно получали даровые
билеты на театральные представления, причем цена этих билетов уплачивалась
устроителям театра из казны.
Эти раздачи и вообще дневное содержание, выдаваемое гражданам за службу,
были, правда, невелики. Но и потребности большей части граждан были очень
ограничены. Теплый климат позволял греку носить простейший костюм, состоявший
из рубашки, плаща в виде четырехугольного куска материи и подвязанных подошв.
Часто он выходил из дому босой и без шляпы; большую часть дня он проводил на
воздухе. У простого человека дом был тесен, кое-как выстроен, почти без
меблировки; в питье и еде народ был крайне умерен. Однако, довольствуясь
немногим в своей обстановке, небогатый горожанин с большим интересом следил за
предприятиями своего города, жадно ловил новости, любил поговорить о делах и
выразить свое мнение; он требовал к ответу выбранных им начальников и слушал
охотно споры и доводы людей разных взглядов, выступавших в народном собрании.
С граждан не собирали подати. Но народ заставлял богатых людей тратиться на
снаряжение кораблей, на устройство праздников. Многие находили в этом
удовлетворение своего честолюбия, особенно когда на празднике называли громко
имена щедрых дарителей. Но другие роптали, что простонародье взяло себе
чрезмерную силу в городе; нигде, говорили они, нет такого господства
"корабельной черни"; оттого так своевольны стали в городе и рабы; раб одевается
так же, как свободный, не уступает дороги на улице, и его нельзя тронуть, так
как он может ответить на удар.
Народное собрание при Перикле. Перикл крепко стоял за выгоды горожан,
ремесленников, торговцев, моряков, которые создали силу Афин. Противники
пытались обвинить его в растрате казны, в притеснении союзников. Дело дошло до
большого тайного голосования, в котором народ должен был решить, кто подлежит
удалению из города, Перикл, или его главный обвинитель, Фукидид. Большинство
написало имя противника Периклова (в 442 г.).
После этого остракизма Перикл занял такое положение, что уже никто не
решался ему сопротивляться. Из года в год его выбирали одним из военачальников
(стратегов), в опасных обстоятельствах назначали неограниченным стратегом всего
флота и войска. А главное – все делалось по советам и указаниям Перикла,
которые он излагал в народном собрании. В Афинах не было одного главы
государства, подобного нынешнему президенту республики; Перикл был первым
министром, первым и исключительным советником народа афинского (по-гречески
демагогом, т. е. вождем народа). Перикла сравнивали с тиранном Пизистратом и
выражались так: в Афинах по виду – правление народа, а на самом деле – власть
первого гражданина. Многие не любили и боялись этого замкнутого в себе, гордого,
всегда серьезного и погруженного в дела человека. Между людьми набожными
ходило обвинение, что Перикл отрицает силу народных богов; указывали на его
близость с учеными, выражавшими новые взгляды на мироздание, между прочим с
Анаксагором, который решился утверждать, что солнце – не живое божество, а
раскаленный громадный камень и что миром управляет великая сила Разума.
Со времени Фемистокла Афины были гораздо сильнее и богаче всех греческих
городов. Но у Афин было много врагов: старый торговый город Коринф, у которого
афиняне перебили рынки; Спарта, которая до нашествия персов считалась первым
городом в Греции; большая часть приморских греков,
|
|