|
Тайный совет судил все еще строго и жестоко;
нередко, кроме того, старики, сидевшие на суде, противились решению всего
народа, ссылаясь на старый обычай и осуждая граждан за легкомыслие. Эфиальт
предложил передать разбор тяжб и обвинений суду всех граждан; по мнению вождей
народа, здравый смысл и свободная совесть людей разного положения будут
подсказывать решения лучше, чем строгий суд немногих лиц, постоянно занятых
одним и тем же делом.
Народный суд стал теперь собираться каждый день. Совершено ли было
преступление в городе, жаловались ли друг на друга союзники, обвинялся ли
кто-нибудь в оскорблении богов или в нарушении закона – дело шло на общий суд
граждан.
Судьи набирались из всех граждан старше 30 лет и сидели очередями по 200, по
500 и более человек. Они звались "присяжными": в начале каждого года они
приносили присягу, что будут решать дела по законам, постановлениям народа и по
внушению своей совести, не оказывая ни дружбы, ни вражды; они прибавляли, что
если клятва окажется ложной, то гибель да поразит их самих и их род. Присяжные
приходили к зданию суда на большой рыночной площади, держа в руках жезлы,
старинный знак власти. Судебное заседание начиналось торжественной жертвой.
Судьи сидели за оградой, но к решетке мог подходить народ и слушать
разбирательство.
В наше время на суде обвиняет прокурор, т. е. чиновник, поставленный от
правительства. В Афинах на суде кто-либо из граждан по своей воле выступал
обвинителем; если обвинение казалось мало похожим на правду и почти никто из
судей не принимал стороны обвинителя, его самого подвергали наказанию.
Обвиняемый защищался сам или брал себе защитника. Так же, как народ в собрании,
и судьи долго и обстоятельно выслушивали обе стороны.
Главное дело судей было – решить, виновен или невиновен судимый. В важных
делах они подавали мнение тайно: каждый клал раковинку в чашу оправдания или в
чашу обвинения; большинством значков в том или другом сосуде и решалось дело.
На решение присяжных не могло быть жалобы: это был окончательный приговор
народа-государя. Бедные граждане могли участвовать в суде наравне с богатыми;
им нечего было бояться потери заработка за день, проведенный в заседаниях: по
предложению Перикла, они стали получать дневное содержание из казны.
Перикл. 460–430 гг. Передача суда народу была тяжелым ударом для защитников
старины. В озлоблении они подослали убийц к Эфиальту. Но со смертью одного
вождя дело не остановилось; его продолжал Перикл. Он был из старинной знатной
семьи и приходился внуком Клисфену; так же, как дед, Перикл решился стоять за
выгоды народа.
И Фемистокл, и Перикл имели на своей стороне всех, кто был занят или
заинтересован в морской торговле и мореходстве. Небогатые граждане, служившие
на кораблях во время славной борьбы с персами, вошли теперь в силу. В больших
народных собраниях, где решали все дела, они составляли большинство, между тем
как крестьяне, особенно более отдаленных деревень, появлялись реже.
Афинский народ в это время широко раскинул свои предприятия. В наследство от
поколения Мильтиада и Фемистокла осталась война с персами. Афиняне решились на
смелый шаг: отправили большой флот в Египет, чтобы поддержать там восстание
против царя. Они заняли уже Мемфис, но персам удалось запереть всю афинскую
силу на острове среди нильских рукавов и истребить ее. Между тем спартанцы,
успевшие оправиться от восстания крепостных, стали угрожать нападением на
Аттику. Пришлось помириться с персами на условии, что афиняне перестанут
помогать их врагам, а персы откажутся от плавания по Эгейскому морю. Завоевания
афинян остановились.
Взамен Перикл предложил расширить торговлю Афин: приобрести союзников на
Западе в Италии, куда афиняне вывозили свои ремесленные изделия, особенно
художественно разрисованную посуду, и установить сношения с колониями Черного
моря (по-гречески Понта Эвксинского), откуда афиняне получали главные предметы
питания, хлеб, скот, рыбу, соль, а также строительный лес, лен и пеньку для
корабельных снастей. У входа в Азовское море (по-гречески Боспор Киммерийский)
афиняне заняли укрепленное место и стали распоряжаться подвозом хлеба, шедшего
из Скифии. Во главе большого афинского флота Перикл проехал в Понт, чтобы (как
он говорил) "поддержать тамошних греков, а варварским царям и князьям показать
величие, уверенность и смелость афинян, которые плавают, где им угодно, и
властвуют над всем морем". Перикл хотел сделать Афины первым городом в Греции
не только по богатству, но и по умственному значению. Он сам был близок с
выдающимися учеными, писателями, художниками своего времени, он старался, чтобы
Афины привлекали чужих посетителей интересной и разнообразной жизнью, красотой
своих построек, богатством театральных развлечений. В Афинах были затеяны
обширные работы; особенно изукрасили афиняне свой акрополь и более всего
почтили богиню Афину.
Все предприятия эти требовали больших средств. Перикл предложил народу взять
те сокровища, которые составились из благочестивых взносов и лежали без
применения в храме богини-покровительницы города, носившей одно с ним имя:
пусть пойдут эти богатства в оборот; в случае успеха граждане могут вдесятеро
вернуть божеству, которое помогает им. Он убедил также афинян взять в свои руки
деньги, получаемые из взносов союзников, малоазиатских и островных греков: эти
деньги принадлежат по праву афинянам за то, что они оберегают греческое море,
народ может тратить их на свои нужды, не спрашивая союзников. В знак этой
перемены казна, в которую платили союзники, была перевезена с острова Делоса
(среди Эгейского моря) в Афины. Вследствие этого союзники из товарищей,
каковыми они были вначале, обратились в подданных афинян, в их оброчных людей.
Большой союз половины почти греков под начальством афинян стал теперь державой
Афины. В этой державе между господами и
|
|