Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Виппер Р. Ю. - История древнего мира. История средних веков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
и его в 
ничтожную деревню, а жителей либо переселяли насильно к себе, либо, если те 
сопротивлялись, обращали в рабство или избивали. Такие расправы были очень 
жестоки; случалось, что победители вырезывали все мужское население в 
захваченном городе.
   Но как ни враждовали между собою греческие города и деревни, греки всегда 
чувствовали, что они составляют один народ. Они все могли понять друг друга, 
потому что говорили на одном языке. Каждый город чтил своего особого 
бога-покровителя; но греки верили также, что есть общие боги всей Греции – 
"олимпийские". Праздники в честь этих богов привлекали греков со всех концов и 
заставляли их забывать на время о вражде.
   "Отцу богов и людей", олимпийскому Зевсу, было посвящено в южной Греции 
обширное место Олимпия, где раз в 4 года летом происходил большой праздник. 
Особые вестники доходили до крайних пределов греческих поселений у Черного моря,
 в Египте и в Испании. Они провозглашали священный мир и грозили проклятием 
бога всякому, кто начнет войну во время праздника или оскорбит богомольца на 
пути.
   Десятки тысяч благочестивых странников и любопытных собирались в Олимпию. 
Богатые люди приезжали и расставляли у священной рощи палатки. Бедные приходили 
пешком, часто издалека, и ночевали под открытым небом. Торговцы открывали 
ярмарку. Каждый город присылал особых почетных послов. На большом алтаре всякий 
богомолец делал Зевсу приношение какое мог, начиная от дорогой жертвы в 100 
быков и до мелкой в виде козленка, горсти зерен, чаши вина и т. п. Участники 
подходили в белых одеждах с золотой бахромой и в красных лентах. Кругом всегда 
стояла большая толпа. Перед нею выступали люди, которые хотели себе составить 
имя в Греции, читали стихи, приготовленные речи.
   Главною частью праздника были военные и гимнастические игры, которые, по 
преданию, установил богатырь Геракл, сын Зевса. Для них было отведено 
просторное овальное место, кругом которого на уступах могло усесться около 40 
000 человек. Состязания были те же, что во время Ахилла: бег колесниц, 
запряженных четверкой, бег людей обнаженных и в вооружении, борьба, метание 
копья и т. п. По окончании их особые "греческие судьи" присуждали победителям 
награды. Родной город победителя очень гордился его славой, встречал его с 
особым почетом и заказывал его статую для постановки в священной роще Олимпии.
   Сильные своим ополчением и флотом, греки сумели отбиться от большого врага, 
персов, которые надвигались с востока.
   Персидское государство, с 560 г. Персы жили на востоке от Вавилона в 
гористой местности у Персидского залива: их потомки и сейчас заселяют Персию*. 
Они занимались скотоводством, были лихие наездники и стрелки. Персидский царь 
Кир, современник Пизистрата, покорил Вавилон (в 539 г.) и всю равнину Двуречья, 
придвинулся к Средиземному морю и подчинил себе Сирию, Финикию и Малую Азию; 
азиатские греки должны были признать его власть. Его сын прошел дорогой 
ассириян в Египет и покорил всю нильскую долину**. На дальнем востоке владения 
персов доходили до границ Индии и Туркестана***. Такого большого государства 
еще не было до тех пор. Оно было величиной с половину Европы и раз в 
восемьдесят превосходило Грецию.
    * Иран.
    ** Царь Камбиз покорил Египет в 525 г. до н. э.
    *** В начале XX столетия в состав Туркестана входили Туркестанский край 
России, Хивинское и Бухарское ханства.
   
   Велики были и его богатства. Персы собирали с многочисленного населения 
Египта, Вавилона, Сирии, Малой Азии много подати товарами и деньгами; везде 
произвели расценку земли и налог брали по величине дохода, который с нее 
получался. Современник Клисфена, третий царь Дарий, ввел для всего населения 
обширного государства одинаковую золотую монету с изображением 
государя-воителя; эта монета, дарейк, распространилась и в Греции. У персидских 
царей было высокое понятие о своем государстве. Одна надпись, вырезанная на 
камне, говорит, что "Агурамазда, верховный бог, сделал царя персидского 
господином над всей великой землей, над многими странами и языками, над горами 
и равнинами по ту и по сю сторону моря, по ту и по сю сторону пустыни". В 
другой сказано, что обязанность царя "наказывать неправду и ложь, награждать 
друзей, карать врагов и под защитой Агурамазды давать всем странам законы". 
Персы не теснили людей чужой веры, как ассирийские завоеватели. Кир отпустил 
плененных Навуходоносором евреев на родину; они возобновили разрушенный в 
Иерусалиме храм и стали выбирать первосвященника.
   В управлении персы держались тех обычаев, которые применяют степняки, когда 
захватывают обширные страны земледельцев. Все государство было разделено на 20 
больших областей; в каждую посылали всемогущего наместника, сатрапа, который 
распоряжался жизнью и смертью подданных; при нем состояло войско и подчиненные 
чиновники; города и деревни управлялись по-старому своими старостами, 
священниками и тираннами. Для передачи сатрапам царских приказов и пересылки 
царю отчетов устроена была особая почта, которая проезжала по большим дорогам, 
соединявшим окраины государства с серединой. Главная "царская дорога" шла от 
Сузы (в горах на восток от Вавилона) через Тигр и Евфрат к Сардам, городу Малой 
Азии недалеко от Милета. Так как царь не доверял сатрапам и постоянно боялся 
измены с их стороны, почта служила также для тайного надзора за наместниками. 
Иногда в область внезапно наезжал для расправы важный сановник, "око 
государево". Иногда наместника, по доносу, внезапно отзывали ко двору, сажали в 
заключение или казнили.
   
    
    
   
   Цари персидские приняли обычаи вавилонского и египетского двора, завели 
пышные церемонии, многочисленных сановников с громкими титулами и большую свиту.
 Но они продолжали кочевую жизнь старины, переезжая со всеми придворными из 
Сузы в Вавилон (на зиму), из Вавилона в высоколежащую Экбат
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-