|
ся торговым делом. Решено было дать ему на
время полную власть и подчиниться его приговору (594 г.).
* Ныне принято писать это слово с одним "н".
Солон предложил облегчить положение крестьян; тем, кто платил тяжелый оброк
из-за долгов, простить долги; высвободить из рабства тех, кто попал в кабалу за
долги, и запретить вообще обращение в рабство за долги. Затем Солон предложил в
известные сроки собирать на сходку всех свободных людей, богатых и бедных, для
выбора командиров и судей. Солон очень гордился тем, что примирил враждующих: в
песне, сложенной им, он говорит, что дал народу столько силы, сколько следовало,
не обошел его почетом и не поднял в нем спеси.
Но Солон ошибся, и его приговор не покончил смут в Афинах. Благородные не
хотели делиться властью с безродными промышленниками. Крестьяне хотели раздела
господских земель. Торговые люди хотели, чтобы в их пользу были заведены
морские сношения с разными краями. Очень трудно было людям простого звания,
дробившимся на множество разрозненных семей, бороться со знатными, которые
соединяли около себя большие роды. Все члены рода и люди, которые исстари были
приписаны к роду, чтили одного общего предка-покровителя, составляли одно
жертвенное братство и сходились вместе на общие праздники. Глава рода мог легко
собрать все братство: он упрашивал или грозил на собрании, и множество
зависимых от него людей оказывали ему поддержку.
Родственник Солона Пизистрат*, сам богатый землевладелец, стал на сторону
безродных людей и особенно крестьян. Народ, оберегая своего вождя от
раздраженных на него господ, позволил Пизистрату ходить со свитой в 50 человек,
вооруженных дубинами. Но Пизистрат хотел быть не только защитником народа; он
надеялся стать господином Афин при помощи народа. Быстро увеличил Пизистрат
свою свиту до 300 человек, дал им копья и мечи и укрепился на акрополе. Он
заставил всех слушаться себя и стал в Афинах властителем, по-гречески тиранном.
* Писистрат.
Народ продолжал крепко стоять за своего вождя. Пизистрат еще больше помог
крестьянам. Он теснил благородных, и многие уехали из страны: земли их
достались крестьянам. Много сделал Пизистрат и для купцов. Он завладел важным
торговым проездом, который через проливы вел из Эгейского моря в Черное, и
вошел в дружбу с тиранном Поликратом, правившим в это время на острове Самос;
они уговорились помогать друг другу в торговле.
Сильно раздражены были изгнанные господа против тираннов. Но у них было
только одно средство вернуться на родину: они сами должны были приобрести
расположение народа. Старинный гордый род Алкмеонидов стал первый в Афинах
хлопотать об этом. Им помогло то, что сын Пизистрата, Гиппий, после смерти отца
вел себя высокомерно, как будто он захватил страну войной: приказал, чтобы
граждане выдали ему оружие, держал чужих нанятых солдат в городе. Из народного
защитника тиранн обратился в нового господина. Народ не хотел этого терпеть;
позвали на помощь спартанцев и выгнали тиранна (510 г.).
Правление народа, около 500 г. Один из Алкмеонидов, Клисфен, уговорил
афинский народ не доверяться более таким вождям: решено было каждый год
собираться всем на сходку, чтобы подумать, нет ли в городе такого опасного
человека, который замышляет стать тиранном. Каждый гражданин мог написать на
глиняной плитке имя того, кто ему казался опасным: если очень многие сходились
на одном имени, этого человека изгоняли из города. (Плитки назывались остраки,
а тайная подача голосов – остракизм.)
Клисфен, хотя сам был из старинного рода, задумал, однако, расстроить силу
родов, во главе которых стояли знатные семьи. При выборе начальников прежде
всего сплачивались вместе и договаривались люди каждого братства, собиравшиеся
в праздники на общую жертву и молитву: они выбирали самого главу знатной семьи
или человека, который был угоден знатному владыке, потому что, по старинным
понятиям, он был ближе всего к богам и совершал общую молитву. По предложению
Клисфена выборные собрания стали происходить иначе. Собираться вместе стали
соседи одного поселка или одной части города: крестьяне и землевладельцы на
сельских сходах, ремесленники и купцы в городских участках. Родственники,
жившие в разных местах, попадали при таком распределении на разные сходки; они
не могли столковаться вместе, крупные люди не могли дать приказа зависимым от
них членам братств. На этих новых сходках каждый год выбирали уполномоченных,
которые соединялись в Афинах и составляли Совет из 500 лиц; благородные и
простые люди могли здесь сидеть рядом.
Все считались теперь равными по достоинству в государстве. Важные дела
должны были решаться на общем собрании граждан (экклесии), где каждый одинаково
мог сказать свое слово. Выборные командиры, судьи и казначеи должны были
представлять всему народу отчет в своих действиях.
Большая перемена произошла в Афинах в те 100 лет, которые протекли от Солона
до Клисфена. До Солона правили благородные (по-гречески правление благородных –
аристократия). Со времени Клисфена граждане считались равными между собою, и
можно было сказать, что правит весь народ, что народ стал государем
(по-гречески демократия, т. е. народоправство).
Общие собрания греков. Не все греческие города установили у себя народное
правление, как в Афинах. Каждый город имел свои порядки. Города, где господа
сохранили власть, враждовали с теми, где правил народ; например, Спарта почти
всегда враждовала с Афинами. Изгнанные граждане отправлялись к врагу и
подстрекали его напасть на их родной город. Помимо того, граждане одного города
часто обрушивались на соседний город, ломали его стены, обраща
|
|