|
ребовать от сына поддержки в старости, если не обучил его сам
какому-нибудь ремеслу.
В маленьком городе поневоле одни и те же люди готовили разные предметы:
столы, телеги, кровати, строили дома и т. п.; ни в одном мастерстве не
достигали они особенного искусства. В больших городах, где множество лиц
нуждались в одних и тех же предметах, каждый мастер мог ограничиться одним
ремеслом; мало того, одно ремесло дробилось между несколькими мастерствами:
один, например, резал кожи, другой шил башмаки, и еще башмачники делились на
мастеров мужской и женской обуви; одни кроили платье, другие сшивали его и т. д.
Оттого изделия становились тоньше и красивее. Но греки не знали машин и
работали инструментами, которые в сравнении с нашими были очень незатейливы.
Рабы. Мастера, которые работали на заказчиков, помещались в небольших
лавочках; им помогала семья, или они нанимали рабочего, свободного или раба. На
вывоз работали фабрики и заводы: оружейные, мануфактурные, мебельные, глиняных
изделий; они не были так крупны, как у нас, потому что и в них работали от руки.
Рабочие на фабриках были рабы. В одну мастерскую набирали от 20 до 100 рабов.
Хозяин одевал, кормил их, давал им помещение, но весь их заработок забирал себе.
Иной владелец рабов предпочитал избавить себя от всяких хлопот и надзора за
ними: тогда он покупал их побольше числом и отдавал их внаем заводчикам:
заработанное рабами делилось между владельцем и заводчиком. У одного афинского
рабовладельца было 1000 рабов, которых он отдавал горнопромышленникам в тяжелую
работу в рудниках; он собирал таким образом со своих рабов огромный доход.
Рабов стали привозить в большом количестве и издалека. Это были большею
частью не греки, а иноземцы. Грек попадал в рабство только в особенно
несчастливых случаях, например при взятии в плен. Рабов продавали на рынке.
Покупатель осматривал раба как вещь. Для тяжелых грубых работ ценили сильных
людей, которых привозили с Балканских гор (из Фракии) или с берегов Черного
моря (из Скифии). Такой раб стоил от 80 до 100 рублей на наши деньги*. Раб,
обученный ремеслу, стоил дороже, свыше 150 и 200 руб. В Афинах, когда город
стал богат, рабов было очень много, более половины числа свободных.
* Для сравнения укажем: десятина (1,09 га) земли в 1907 г. продавалась за
105 руб., а в 1914 г. – за 136 руб.
Писаные законы около 600 г. В старину на злодеяние, на насилие сам обиженный
или его ближние отвечали собственной расправой. За обиду мстили новой обидой, и
ссоры, кровопролитие могли тянуться без конца.
Теперь в городской тесноте нельзя было больше допускать самоуправства. В
промышленном городе было много чужих: они были далеко от своего родства, и за
них некому было заступиться. Расправы и ссоры мешали спокойно торговать в
городе. Поэтому в городах самоуправство было запрещено. Прежде суду было не
много дела: к нему обращались лишь в тех случаях, когда хотели добровольно
кончить спор миром. Теперь недовольные или обиженные были обязаны жаловаться
суду. Суд должен был вступаться, когда налицо было злодеяние, или когда двое
спорили о владении землей или о том, уплачен ли долг и т. д. Судьи стали
разбирать множество дел с утра до вечера.
Дела были очень различны. Для решения их надо было установить подробные и
точные правила, надо было положить за проступки наказания и штрафы. Иначе стали
бы жаловаться на самих судей, что они меняют решения, что за более тяжелые
проступки назначают легкие наказания и т. д. В Афинах выбранный народом
верховный судья Дракон* первый точно определил, как наказывать за убийство со
злым умыслом и за убийство без намерения; в старину этого не различали и мстили
одинаково за всякое убийство. Эти правила для судей были записаны; их называли
законами и выставляли на видном месте, на главной площади в виде записей на
деревянных и каменных столбах, на медных досках. Всякий мог их теперь прочитать
и требовать себе справедливого суда.
* Драконт.
Смуты в городах. В промышленных городах потомки вождей и царей, владевшие
землей и крепостными, не могли остаться единственными господами и управителями.
Иные из благородных сами нашли выгоду в мореходстве, в торговом деле и стали
в ряды промышленников. А главное – многие купцы, судохозяева, фабриканты,
владельцы рудников становились богаче помещиков. Городской труд, опасности
морских путешествий равняли людей разного происхождения. Одною древностью
своего рода немного можно было взять в большом городе. Видные купцы и
промышленники не хотели больше подчиняться старым господам. Они желали иметь
участие в городском совете, где до тех пор сидели одни господа; они желали,
чтобы начальники на войне и судьи выбирались из их среды.
Ремесленники, рабочие были на их стороне. Крестьяне стали тоже на них
рассчитывать: малоземельные думали, что если отнять власть у господ, то можно
будет забрать их землю и разделить ее между собою; другие, которые были в долгу
у помещиков и обязаны были платить им большую часть своего урожая, надеялись
избавиться от оброка.
На площадях и улицах недовольные шумели и собирались толпами. По временам
происходили кровопролитные схватки. Иногда промышленники и простой народ
выгоняли прежних господ или избивали их и отбирали их богатство. Иногда
благородные брали верх, казнили противников или тоже выгоняли их, отнимали
имущество. В ожесточении благородные взаимно клялись друг перед другом:
"Обещаюсь вечно быть врагом народа и вредить ему, сколько хватит моих сил".
Посредники и тирании*. 600 – 500 гг. до Р. X. Случалось, что обе стороны,
уставши от борьбы, не желая больше проливать кровь, уговаривались покончить
дело миром. Тогда выбирали посредника и старались сойтись на человеке, которому
обе стороны доверяли. Во время смут в Афинах был избран посредником Солон: он
был родом из благородных, но занима
|
|