Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Виппер Р. Ю. - История древнего мира. История средних веков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
р, 
город Сиракузы в Сицилии; очень обогатился и расширился старый город Коринф, 
стоявший на перешейке у Пелопоннеса, между двумя глубокими заливами, 
заходившими с запада и востока. Если старый город был далеко от моря, он 
обзаводился гаванью; так случилось с Афинами, главным пунктом в области Аттик 
(Аттика – величиной с небольшой уезд в нашей средней губернии). В средине Афин 
сохранился старинный замок на крутом холме (по-гречески акрополь, т. е. город 
на высоте). Он считался потом священным кремлем, и в нем помещались только 
храмы.
   Названные города да еще ионийский Милет в Малой Азии были самыми большими 
среди греческих. Но они далеко уступали в количестве населения нашим большим 
городам. Их население доходило до 80 000 – 100 000. Большинство же городов было 
гораздо меньше, от 5 до 10 тысяч жителей.
   Но почти каждый такой город с десятком деревень да полоской берега был 
независим и управлялся сам собою. Таких самостоятельных городов-государств в 
Греции было около 100, а если считать с колониями, их число доходило до тысячи. 
С высокого холма в одном государстве была видна крепость соседнего, его город 
или гавань.
   Городское ополчение. В старину на войну выходили господа, окруженные своими 
мужиками; те и другие неодинаково вооружались и бились. Город не только мог 
выставить больше воинов, чем старый замок и поместье; горожане еще и согласнее 
бились: их легче было собрать и обучить одинаковому бою. Всякий должен был 
вооружиться на свой счет, в строю ратников размещали по оружию. Отдельно 
строилась конница; в пехоте впереди становились воины в шлемах и латах, одетых 
поверх красных рубашек. Это были люди побогаче, потому что полное вооружение 
стоило дорого. Латники подвигались в сражении не спеша, под звуки флейты; они 
вступали в бой плотной стеной (фалангой), в два или три ряда, придвинув друг к 
другу широкие щиты и выставив вперед длинные, с сажень, копья; все вооружение 
воина весило более 2 пудов, и часть его в пути везли на телегах.
   Воины эти шли и бились по команде. Теперь уже перестали ценить бой отдельных 
молодцов, которые выскакивали вперед из толпы; боевые колесницы также вышли из 
обычая. Врага одолевали силой всего сомкнутого отряда. В строю стояли рядом 
товарищи и соседи, которые связывали себя клятвой вместе биться и умереть. Идя 
в поход, они пели дружные песни в такт марша. Эти воины составляли главную силу 
городского ополчения; с боков и сзади стояли ополченцы из бедных, которые не 
могли купить тяжелого вооружения и бились метательными короткими копьями, или 
пращами, или стрелами из луков. Они обыкновенно начинали битву или преследовали 
бегущего врага. Но решали битву латники.
   Спарта. Для того чтобы иметь такое войско, надо было приучить воинов к 
согласным ловким движениям, надо было смолоду закалить их тело. Первые мастера 
в военной выправке были спартанцы в Пелопоннесе. Это были владетели лучших 
земель в области Лаконии; они соединились все вместе, чтобы жить в главном 
городе Спарте. От крепостных (гелотов)*, которые работали на их поместьях, они 
получали хлеб, вино, оливки, а сами проводили время в гимнастических играх и 
упражнениях, в маршировке и боевых приемах. Они жили точно в казарме или лагере,
 вечно под военной тревогой. Да и действительно, многочисленные крепостные 
могли постоянно возмутиться, и спартанцы должны были держать их в страхе, чтобы 
оставаться в господах.
    * Илоты – земледельцы, прикрепленные к земельным участкам спартиатов.
   
   Каждый спартанец был на счету у военного начальства; никто не мог отлучиться 
без его позволения, особенно за границу области своей. В Спарте думали, что 
чужие порядки могут подать дурной пример или поднять среди граждан мысль ввести 
у себя какие-нибудь перемены. Поэтому на чужих людей в Спарте косились, а в 
особенно тревожное время иногда зараз удаляли всех иностранцев, проживавших в 
городе. Образцовый воин, думали в Спарте, чтобы не избаловаться, должен 
привыкнуть к простой жизни и не бояться лишений. Все воины, как товарищи, 
должны быть на равной ноге между собою; чтобы поддержать товарищеский дух, их 
заставляли сходиться на общие обеды в палатках; командиры и сами верховные 
вожди, сохранившие в Спарте титул царей, сидели вместе с другими за столами.
   В гражданах старались развить солдатскую честь: им внушали, чтобы они не 
боялись никакого врага, оберегали свое достоинство, стояли крепко в строю и 
бились до последнего издыхания там, где велит долг или где приказали вожди. 
Мальчиков с семи лет брали из дому и отдавали в военную школу. Здесь дети были 
поделены на роты под командою старых служак, которые строго их муштровали. В 16 
лет юноши выходили отсюда на бессрочную службу до старости.
   Из людей старше 60 лет, богатых опытом, составлялся совет старцев, который 
вместе с двумя царями (из двух старинных семей) ведал все дела. По временам 
собирали на общую сходку всех воинов, но только для того, чтобы сообщить 
решение старцев. Это были те же порядки, что во времена Гомера.
   Спартанские ополчения ходили несколько раз войной в соседнюю область на 
западе, плодородную Мессению: у мессенцев отняли всю землю, роздали спартанским 
воинам, а самих мессенцев обратили в крепостных, обязанных работать на новых 
господ. Остальных жителей Пелопоннеса спартанцы заставили войти в союз с собою. 
Когда Спарта затевала поход, союзники должны были приводить на помощь свои 
ополчения; все соединенное войско шло под командой спартанского царя.
   Промышленность. В приморских и промышленных городах, каковы были Милет, 
Афины, Коринф, Сиракузы, образовались другие нравы. Народ был здесь подвижной, 
любознательный, склонный поговорить и поспорить: купеческая и ремесленная 
работа не казалась свободному человеку низким делом. В Афинах говорили, что 
отец не может 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-