|
или наша эра (новая эра), – современная система
летосчисления, принятая в большинстве стран мира. За начальный момент отсчета
принята дата рождения Иисуса Христа, вычисленная в 525 г. нашей эры (н. э.)
римским монахом Дионисием Малым. При этом первый год после Р. X, – это первый
год н. э., а первый год до Р. X. – это первый год до н. э.
Науку, изучающую эти остатки, мы называем археологией (т. е. наукой о
старине). Она помогает истории, но не вполне. По остаткам почти вовсе нельзя
судить о многих обычаях людей старины: напр., о том, как была устроена у них
семья, какие они составляли между собой союзы, как разбирали споры, как и чему
молились, как совершали празднества и т. п.
Чтобы составить себе понятие обо всем этом, надо обратиться к помощи другой
науки, народоведения (этнологии), которая изучает быт современных нам народов
разных частей света. Особенно важно узнать устройство и понятия тех из них,
которые отстали в своем развитии, находятся в диком или варварском состоянии.
Нетрудно заметить, что остатки старины в Европе очень похожи на предметы
обихода нынешних дикарей и полудикарей Австралии, Америки, Африки; можно думать,
что так же похожи между собою оказались бы понятия, устройство, обычаи тех и
других. Можно заключить, что у старинных европейцев были те самые порядки и
верования, какие встречаются у краснокожих Америки, у австралийцев и др.
Пещерные люди. Самые старинные поселения отстоят от нашего времени на многие
десятки тысяч лет. Сначала в Европе был теплый и влажный климат. О людях этой
поры мы почти ничего не знаем: в глубоких слоях земли находят груды заостренных
камешков, похожих на орудия, но еще не открыли человеческих останков. Позднее
громадные льды надолго закрыли больше половины Европы; остатки ледников до сих
пор лежат на высоких гребнях Альп.
Когда лед отступил к северу, в наших странах еще несколько тысячелетий
стояли холода. В эту пору в Европе водились крупные звери, которые теперь
исчезли или стали очень редки: носорог, мамонт, т. е. слон с густой длинной
шерстью и сильно загнутыми клыками, бизон, громадный древний бык, кабан,
крупный (так наз. теперь северный) олень, пещерный лев и пещерный медведь.
О дикарях этого времени можно составить себе понятие. В глубоких засыпанных
пещерах откапывают их скелеты, груды осколков, служивших им орудиями, отбросы,
по которым видно, что они употребляли в пищу. Жизнь этих людей была окружена
опасностями; средства их пропитания были очень скудны. Мужчины выходили на
охоту, выстерегали зверя, загоняли и убивали дубиной, колом, острой костью или
камнем. Они бросались на свежеубитую дичь, вырезывали кости и жадно высасывали
из них теплый мозг. Женщины оставались около жилищ, собирали ягоды,
дикорастущие плоды и семена, выкапывали из земли коренья. Сами пещеры, где
укрывался человек от холода и непогоды, были небезопасны: иногда ему удавалось
отбить жилище у зверя, но нередко и сам он должен был уступать место более
страшному сопернику. Пещерный человек не знал одежды. От холода он укрывался
содранной с животного шкурой; длинные волосы его развевались по ветру. Свое
тело он натирал краской или накалывал на нем рисунки. В жизни его не было
постоянства: истребивши дичь в соседнем лесу, он вынужден был бросать жилище и
искать нового. Часто он подолгу голодал; зато, когда доставалась богатая добыча,
он поедал ее с дикой жадностью, забывая сделать запас. Сон его был мутный и
тяжелый. Он мало и отрывисто говорил; небесные явления не занимали его. Он не
различал добрых и злых поступков, не помышлял о карающем божестве, не задавал
себе вопроса, откуда происходит все окружающее, кто правит видимым ему миром.
Он умел только шумно радоваться, когда была удача, и тяжело стонать, когда его
постигало несчастье.
Одно великое преимущество было у него перед животными. Он знал огонь и умел
его производить посредством трения сухих сучьев. До сих пор не нашли следов
такого дикого быта, в котором люди не были бы знакомы с огнем. Костер,
разведенный в середине пещеры, собирал семью после трудной охоты; около него
грелись и проводили ночь; на огне приготовляли пищу.
Старый каменный век. Очень плохи и слабы были орудия, которыми располагал
человек: они были точно повторением или продолжением его рук и ног, пальцев и
кулаков. Он отыскивал острые и крепкие кости животных и рыб, брал себе рога
большого оленя и зубы кабана, набирал остроконечные и тонкие обломки кремня.
Постепенно он стал обделывать орудия: ударяя о край камня другим камнем, он
отсекал от первого мелкие неправильные кусочки и таким образом заострял конец
или ребро кремня. Смотря по величине камня, он получал подобие топора, ножа,
скребка. При помощи этих орудий можно было наносить более тяжкие удары на охоте,
резать мясо, скоблить шкуру животного, прокалывать кожу его, снимать кору с
дерева. Одни и те же вещи были инструментами и оружием для человека. Старинный
топор был только клинком без рукоятки: человек схватывал его крепко между
пальцами и ладонью и усиливал им удары своей руки вроде кастета.
Прошли еще долгие века. В выделке камня человек достиг большого мастерства.
При помощи тонкого лезвия, острия или бурава из камня он мог строгать,
заострять и сверлить кости и рога животных. У него был теперь подбор
разнообразных орудий. Еще одну удивительную способность выказал человек
древнего каменного века. На костях и рогах, которые служили ему орудиями, на
скалах и внутренних стенах пещер он чертил каким-нибудь острием рисунки,
большей частью изображения животных: мамонта, оленя, бизона, дикой лошади. Эти
рисунки очень хороши; они показывают наблюдательность и верный глаз. Вот два
оленя угрожающе наставили рога друг на друга; вот бешеный бизон ощетинил шерсть
и выгнул свою огромную горбатую спину. Или еще: из кости, из клыка мамонта, из
камня вырезана фигура человека, ржущей дикой лошади, присевших к земле оленей.
В этих рисунках и фигурах – начало человеческого искусства. Оно не служило
какой-либ
|
|