|
пользе: дикарь забавлялся, развлекал себя, красил чем мог свою
скучную жизнь; приметливый и смелый охотник изображал то, что стояло перед его
глазами*.
* Ныне ученые считают, что возникновение искусства первобытного человека
связано с представлением о том, что, изображая животных и сцены охоты на них,
человек обеспечивает себе удачу (охотничья магия). Реалистические красочные
изображения животных времен позднего древнего каменного века (палеолита)
найдены в пещерах Южной Франции и Северной Испании (наиболее известна пещера
Альтамира в провинции Сантандер).
Начало скотоводства и обработки земли. Так прошли тысячелетия. Климат в
Европе опять переменился. Стало несколько теплее и сырее. Исчезли многие породы
крупных зверей, мамонт, пещерный медведь, древний большой бык, и размножились
животные, свойственные нашему времени. Люди стали жить на открытых местах, в
долинах рек, богатых растительностью, на окраинах лесов, на берегу моря. Они не
бродили более, разыскивая места, обильные дичью. Они старались сесть прочнее и
сделать запасы на голодное время года. С этой целью человек начал загонять
зверей и птиц, которые были ему нужны, держать их за изгородями, а иных стал
приручать. Первая приручилась собака, которая сама пристала к человеку и
сделалась его товарищем на охоте. Позднее приручили овец, коз, свиней.
Прирученные животные вначале были мелки и плохи; их большею частью держали лишь
для убоя. Таким образом рядом с охотой появилось скотоводство.
Двинулось вперед также и старинное женское занятие – добывание растительной
пищи. Вместо того чтобы ходить и разыскивать случайно выросшие травы, коренья,
женщины стали пересаживать и разводить вблизи дома те породы, от которых более
всего питались: плодовые деревья, а особенно хлебные злаки, ячмень, просо,
пшеницу. Чтобы злаки лучше росли, землю взрыхляли мотыкой*, т. е. палкой с
загнутым назад краем или с крюком на конце; сохи и плуга еще не знали и
животных не употребляли для работы. Это еще не было земледелие; вернее назвать
такое хозяйство огородным. Вначале не умели печь хлеб. Зерно либо поджаривали
или размягчали на ручной мельнице, состоявшей из двух камней, одного над другим,
и варили эту плохо растертую муку. По-прежнему труд добывания пищи, кухня и
обед были разделены: мужчины жарили мясо, женщины отдельно от них готовили
вареные овощи и кашу. В то время как в могилу мужчин клали охотничьи клинки, с
женщиной хоронили ее мельницу.
* Мотыгой.
Свайные постройки. Совершенно изменилось и жилище человека. Он уже не искал
случайного притона в скалах и на деревьях.
Он стал строить дома наподобие тех убежищ, какие находил в природе. Или
складывал сам из крупных камней пещеру, или выкапывал яму, землянку, и ставил
над нею круглую крышу из плотно переплетенных веток и хвороста. Или, наконец,
он строил деревянную избу на сваях среди воды озер и болот. Один вид построек
показывает, как далеко эти люди ушли от пещерных жителей.
В дно недалеко от берега вбивали сваи; их концы выше воды соединяли
поперечными брусками и на них настилали помост из балок; этот неровный пол
покрывали глиной, песком и булыжником, а на нем ставили несколько хижин.
Свайную деревушку соединяли с берегом лавы или плотника, но так, что их легко
было разнять. Человек мог также выехать из своего жилья на однодеревке, т. е.
лодке, выдолбленной из обрубка большого ствола. Жилища среди воды служили
хорошим убежищем от дикого зверя; другая выгода была в том, что тут же под
рукой можно было делать большие уловы рыбы. На берегу озер против свайных
деревень лежали леса и пастбища, в которых жители охотились и пасли свой скот,
а среди обширных зарослей тянулись узкие полоски их огородов и полей.
Не везде встречаются значительные озера; если, однако же, люди селились в
таких местностях, где не было большой воды, они повторяли привычный способ
постройки. Так появились свайные деревни на земле: их выстраивали близко к реке,
где она могла заливать берег, или на лесных полянках, где вырублены были
деревья. Деревню, построенную на земле, огораживали для защиты рвом и валом;
вал делали из косо накрест вбитых свай, на которые наваливали землю; изнутри к
насыпи приставляли еще длинные бруски, промежутки между ними наполняли глиной и
связками хвороста, а сверху делали накат из песка и камня. Выходила
четырехугольная крепость, обращенная боками к четырем странам света. Избушки на
помостах были небольшие, в полторы или две сажени* ширины, из прямых балок,
перевитых сучьями и хворостом и обмазанных сырой глиной. Печей и труб не было;
по-прежнему среди жилья зажигали костер; дым от него выходил в отверстие,
сделанное наверху или сбоку. Жилище разделялось на две половины; в одной
держали скот, в другой жили люди; здесь посредине делалась каменная настилка
для костра.
* Сажень – русская мера длины = 2,1336 м.
Сырой и грязной показалась бы нам теперь свайная деревня. Кругом везде
стояла вода; всякие остатки, сор бросали просто вниз с помоста. Из всех этих
отбросов собирались огромные кучи, которые поднимались до самого полу. Легко
могла и сгореть такая тесная хворостяная деревня; тогда на старой куче,
смешавшейся с золой, укрепляли опять сваи и выстраивали новую деревню.
Новый каменный век. Но и для того чтобы так устроить жилье, нужно было много
умения. Рубка деревьев, обтесывание больших брусков требовали более крепких и
крупных орудий. Люди свайных построек с большим искусством обсекали и
обтачивали камни; они просверливали каменные топоры, чтобы всадить в них
рукоятки из кости, рога, дерева, выдалбливали кругом молотков бороздки, чтобы
подвязать к ним ручки
|
|