Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Виппер Р. Ю. - История древнего мира. История средних веков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
на полях у него работали крепостные или нанятые люди. В девичьей сидело 
множество рабынь; они пряли и ткали одежду для всего дома. У царя Одиссея во 
дворце было 50 рабынь, и к стадам было приставлено столько же рабов; всего у 
него было 72 стада, из них 24 стада свиней в 1200 голов. Господа и сами умели 
много сделать: на войне они сами жарили мясо в палатке; царь Одиссей сготовил 
себе кровать и небольшой корабль. Царица сидела за шитьем со служанками; 
царская дочь ходила с рабынями полоскать белье на речку.
   С большой пышностью справлял вождь похороны своего родственника или близкого.
 Под Троей витязь Ахилл потерял в битве друга и названого брата своего Патрокла.
 Ночью к нему является душа умершего, умоляя поскорее похоронить тело, иначе 
она не может проникнуть в подземный мир через адскую реку и осуждена блуждать; 
Ахилл хочет обнять душу, так похожа она на умершего друга, но она, как дым, 
опускается в землю с тихим шелестом.
   На другой день воины срубают огромные дубы и устраивают из поленьев широкий 
костер. Ахилл и другие срезывают с себя волосы и бросают на костер. В середину 
его кладут тело умершего; тело покрывают жиром жертвенных баранов и быков, а 
туши их разбрасывают кругом; около тела ставят еще кувшины с маслом и медом. На 
костер кидают убитых лошадей и собак; наконец Ахилл бросает еще 12 зарезанных 
молодых пленников и зажигает огонь. Всю ночь льет он на землю вино из кубка, 
призывая ветер на помощь огню. Утром потухающий костер заливают темным вином, 
отбирают кости сожженного трупа и кладут их в золотой сосуд. Эти останки 
засыпают сверху высоким курганом.
   Певцы. Вожди любили слушать песни о своих подвигах. При дворах постоянно 
гостили певцы, которые слагали новые былины или повторяли старые, особенно 
любимые. Певец мерно и протяжно сказывал былину, ударяя по струнам гуслей. 
Иногда он пел среди хоровода; около него в такт вертелись скоморохи. Лучшие 
песни были позднее соединены искусными поэтами в два больших стихотворных 
рассказа, Илиаду и Одиссею. Греки приписывали их одному автору – Гомеру.
   В Илиаде рассказывается о битвах под Троей (иначе называемой Илион) и 
особенно о подвигах Ахилла, лучшего греческого витязя, сына морской богини. 
Ахилл поссорился из-за добычи с главным царем Агамемноном и перестал биться 
против троянцев; но когда троянский богатырь, сын царя Приама, Гектор, убил его 
друга, Патрокла, и снял с него Ахилловы доспехи, кованные самим богом огня, 
разъяренный Ахилл вышел на мщение: он перебил множество троянцев и в поединке 
заколол Гектора. Старик Приам видит со стен, как тело его любимого сына 
предается позору, привозит страшному Ахиллу дары и выпрашивает труп Гектора на 
погребение.
   В Одиссее рассказывается о том, как после разрушения греками Трои царь 
Одиссей поехал домой, но был занесен далеко, испытал много чудесных приключений,
 потерял все свои корабли и товарищей и вернулся на свой родной остров Итаку 
нищим. Дом Одиссея оказался разграбленным; там пировали молодые князья, которые 
искали руки его жены и обладания царским дворцом; Одиссей при помощи богини 
Афины перебил их и воцарился опять.
   Игры. Когда царь принимал знатного гостя или поминал умершего, он любил 
показать и свое богатство, и удальство богатырей. Похоронив Патрокла, Ахилл 
позвал всех греческих вождей на воинские игры в честь убитого. Сначала шестеро 
лучших возниц поскакали на колесницах большим кругом по полю. Наградой 
победителям Ахилл выставил искусную рабыню-работницу, огромный сосуд для варки 
еды, лошадь, свешанное золото и кубок. Пока неслись ездоки, между зрителями 
многие держали пари.
   Потом вышли борцы на жестокий кулачный бой, и один витязь грозил раздробить 
противнику кости и порвать кожу. Далее следовали: рукопашные схватки, 
состязания в беге, сражение воинов в полном вооружении, бросание железного 
круга и, наконец, стрельба из лука в живую цель – привязанную к мачте горлицу.
   Простые люди и рабы. Тяжело жилось простому человеку, у которого было мало 
земли и мало родства. Все споры решались силой. Во время набегов безжалостно 
разоряли поля, жгли дома и угоняли скот у сельчан. "Простые люди в руках 
крупных господ беззащитны, как соловей в когтях у ястреба", говорит 
крестьянин-поэт того времени (Гесиод). Кто вовсе не имел своей земли, должен 
был поневоле брать тяжелую работу у богатого; а не было доли хуже батрака. 
Часто рабочий закабалялся на всю жизнь у хозяина. В кабалу попадал и пленный, 
который не мог заплатить выкупа.
   Над рабом господин имел полную волю. Доля рабов могла быть различна. Иные 
вырастали в большом доме вместе с господскими детьми и обладали доверием 
хозяев; таков был, например, раб Одиссея, свинопас Евмей, у которого была 
выстроена своя избушка, было свое небольшое стадо и даже свой раб; ему первому 
открылся нищий Одиссей по возвращении домой, раньше, чем жене и сыну. Тот же 
Одиссей, однако, перебив женихов своей жены, безжалостно расправился с рабынями,
 которые им служили: он удавил их на дворе своем, и никто не посмел вмешаться.
   Суд. Но перебитые Одиссеем женихи были люди богатые и с родней. На другой 
день разъяренные родственники подступили ко дворцу и осадили его, готовые 
ответить на кровь кровью. Одиссей должен был пойти на уступку и заплатить за 
убитых большой выкуп.
   В наше время, если совершено убийство, грабеж или воровство, насилие, власти 
забирают обидчика и вмешивается суд; суд зовет свидетелей, разбирает дело и 
наказывает виновного. Не так было тогда. На обиду люди отвечали собственной 
расправой. За убийство мстили убийством: если не могли достать самого обидчика, 
старались убить кого-нибудь из близких ему; на грабеж, увод скота отвечали 
грабежом. Чтобы заставить человека отдать какую-нибудь отнятую вещь, забирали у 
него, в свою очередь, что-нибудь и не отдавали, пока он не возвратит 
захваченного.
   Только в том слу
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-