|
ае, если силы обеих сторон были одинаковы, если люди не
хотели драться, они искали посредника. Посредником мог быть царь, или его
товарищ, или уважаемые в округе старики. Тогда устраивался суд. Судьи садились
полукружием на гладких камнях и звали обоих поссорившихся; кругом толпился
народ и вставлял шумно свои замечания.
Но и этот суд был не похож на наш. Тяжебщики не рассказывали подробно дела:
они клялись только каждый в том, что говорит правду. Они могли еще для
подтверждения клятвы привести своих родных и товарищей. Судьи по очереди
говорили, на чьей стороне они видят правду. Сами судившиеся платили им за их
суд как за особое одолжение. А чтобы не было обмана и судья не боялся, что
сделает свое дело даром, наперед на глазах у всех выкладывалось золото, которое
должно было пойти судьям в награду.
Понятия о добре и зле. Люди в то время не знали, что такое вина или грех.
Убийца, заплатив выкуп, спокойно оставался среди народа. Убить человека не беда,
– беда, если за убитого будут мстить. Боги сами постоянно воюют между собою, в
борьбе под Троей одни боги стояли за греков, другие – за троянцев. Порядки на
земле зависят от расположения богов или от того, что более сильный, более
хитрый бог одолевает противника и устраивает дело по-своему.
Но боги часто не знают будущего. Перед решительным боем Ахилла и Гектора
главный бог Зевс гадает, кому из них должна достаться победа, кому – смерть: он
берет весы и кладет два жребия; жребий Гектора опускается книзу, ближе к
подземному царству мертвых, и его участь решена.
Одного боги требуют от людей: гостеприимства. Когда чужой войдет в дом и
сядет в золе у домашнего очага, он становится под покровительство бога. Его
угостят, ему дадут защиту и на прощание одарят. Это нужно сделать еще и потому,
что он разнесет о хозяине добрую славу.
Представления о богах. В то время греки думали, что у богов те же порядки и
нравы, как у людей. Между богами есть главный бог, царь над другими, громовик
Зевс. Он гораздо сильнее остальных; однажды он предложил всем богам схватиться
за веревку и тянуть ее с земли вниз, а он один удержит веревку сверху. Но его
не всегда слушаются. Он запрещает, например, другим богам вмешиваться в битвы:
тогда они пробираются тайком. Одно время Зевс стоял за троянцев и давал им
перевес. Тогда его жена, Гера, которая держала сторону греков, обманывает его:
она уговаривается со Сном и усыпляет мужа; тем временем греки бьют троянцев.
На вершинах гор, под облаками, особенно на снежном недоступном человеку
Олимпе у богов есть дворцы, как у людей: их строил бог-художник хромоногий
кузнец Гефест. В зале у Зевса боги пируют: у них есть свой божественный певец,
Аполлон.
Боги близки к людям; они вступают с людьми в браки, и, по рассказу певца,
под Троей сражалось немало божьих детей. Боги постоянно спускаются на землю,
ведут воинов на бой, спасают своих любимцев и сыновей от смертельного удара;
иногда в пылу битвы они сами получают раны от смертных. Сила богов велика, но
она мерится все же человеческой силой: богиня-воительница кричит в битве, как
несколько десятков человек; морской бог в четыре шага переходит полморя.
Мифы. В своих песнях греки без конца могли рассказывать о богах и о
приключениях могучих божьих детей, которых они называли героями. В этих
рассказах, по-гречески мифах, можно узнать много чужих вавилонских и египетских
сказаний. У многих героев есть признаки солнечного божества или подробности их
приключений напоминают борьбу бога солнца с его врагами. Но у греков чудесные
приключения богов перенесены на землю и связаны с определенными местами.
В дальней Финикии жили брат и сестра, Кадм и Европа. Зевс принимает вид
белого быка; он уносит Европу на своей спине и переплывает с нею море к острову
Крит. Здесь у них родится Минос, будущий царь Крита. Его сын Минотавр –
чудовище, полубык, получеловек. Отыскивая сестру, Кадм отправляется в
странствование на запад, доходит до Греции и основывает город Фивы. Он учит
людей обрабатывать землю и сообщает им азбуку.
Другой выходец с Востока, Данай, прибыл из Египта в Пелопоннес. В числе его
потомков есть царевна Даная; она заперта в темном склепе, но Зевс проникает под
землю золотым дождем; у них родится сияющий сын Персей. Мать с ребенком
замыкают еще раз в тесный ковчег и бросают в море; но волны выносят их на берег.
Персей, выросши, убивает страшную Медузу и отсекает у нее голову, обвитую
вместо волос змеями; этот лик смерти он наводит на морское чудовище, грозящее
поглотить деву Андромеду (Персея и Андромеду показывали среди созвездий).
Потомок Персея и опять сын Зевса, Геракл, – величайший из героев греческих.
Он служит трусливому царю города Аргоса и выполняет 12 трудных подвигов: между
ними борьба со львом, шкурой которого потом покрывается Геракл; борьба с гидрой,
т. е. многоголовым драконом; укрощение бешеного быка; путешествие на дальний
Запад за золотыми яблоками райского дерева, растущего в волшебном саду, причем
по дороге Геракл встречается с великаном Атлантом, который держит на своих
плечах небесный свод; наконец нисхождение в подземный мир, откуда Геракл
приносит страшного трехголового пса Кербера, стерегущего врата ада. Эти
приключения напоминают странствования и страдания вавилонских богов (Мардука и
Гильгамеша), их временную смерть, сокрытие в аду и торжество, а во льве,
драконе, быке (тельце) и т. д. можно узнать названия 12 созвучий*, через пояс
которых проходит солнце.
* Видимо, созвездий.
Другой великий герой – Фезей*, сын морского бога Эгея (от которого название
Эгейского моря). Первые его подвиги – очищение от разбойников и убийц страшной
дороги из Пелопоннеса через перешеек к Афинам (так же Илья Муромец очищает
дорогу, где залег Соловей-разбойник). Потом, когда афиняне
|
|