|
частью продавали и выменивали. При дележе захваченного
богатства народ чтил своего вождя особой наградой, уступал ему лучших пленников,
которые делались рабами, выделял ему лучший участок земли во всей области.
Когда все племя сходилось на общий пир в честь своего бога-покровителя, вождя
сажали выше всех и давали ему лучшие куски жертвенного мяса. Сильный и богатый
вождь выстраивал себе большой крепкий замок на крутом холме, обводил двор
высокой стеной с бойницами и господствовал отсюда над округой.
Греческие вожди считали себя существами высшей породы, назывались потомками
богов и царями. Но их нельзя и сравнивать с восточными царями Египта, Ассирии и
Вавилона. Греческие цари похожи на каких-нибудь кавказских или туркменских
князьков или на старинных воинственных помещиков; у них иной раз было не более
сотни людей в подчинении.
Кто из царей был покрупнее, требовал в своих затеях подмоги у других, мелких.
Старинные песни греков рассказывают, как сильный царь города Микен, в
Пелопоннесе, Агамемнон, со своими союзниками напал с моря на Приама, царя
города Трои, находившегося в северо-западном углу Малой Азии. Греческие витязи
со своими дружинами вытащили на берег суда и устроили укрепленный лагерь с
валом и рвом. Каждый день выходили они на бой с троянцами, которые покидали
свои крепкие стены, оставляя внутри их только стариков, женщин и детей. Брать
укреплений в то время не умели. У осажденных и осаждавших паслись стада в
стороне от города и лагеря; иногда воины заняты были тем, чтобы отбить скот у
врагов.
Битвы. В битвах вожди и их товарищи выезжали вперед на двухколесных повозках,
запряженных парою коней; они были одеты в бронзовые латы и шлемы; в левой руке
был тяжелый медный, обтянутый кожами щит; иногда щит был роскошный,
разрисованный фигурами с позолотой; в правой руке было длинное ясеневое копье с
бронзовым наконечником. В повозке ехали двое, обыкновенно близкие друзья; один
стоял, готовясь бросать копье, другой управлял конями. Простые воины шли
кучками кругом вождей, пешие, в холщовых рубашках и кожаных шапках, с короткими
дротиками; они бились врассыпную. Встретив такую кучку пеших врагов, вождь
проскакивал между ними или гнал с десяток перед собою.
Вожди и богатыри обоих войск искали друг друга, чтобы померяться силами.
Перед поединком они спрашивали имя друг у друга, хвастливо вызывали один
другого или выговаривали условия: например, чтобы победитель, сняв с убитого
доспехи, выдал родным тело для погребения, а не бросал на съедение собакам.
Иногда, если силы противников были равны, они расставались мирно, даже менялись
оружием. По временам оба войска уговаривались выпустить своих лучших бойцов и
ставили условие, что та сторона, богатырь которой будет побежден, должна
отступить или выдать выкуп. Тогда все воины садились рядом и смотрели на бой. В
поединке сначала бросали копья, от которых противник закрывался щитом; иногда
метали друг в друга попавшийся под руку тяжелый камень; наконец, подойдя
вплотную, рубились мечами.
Совет и сходка. Когда надо было обдумать важное решение, например продолжать
ли затянувшуюся осаду, или возвращаться домой, главный царь созывал на совет
других вождей. Каждый по очереди брал в руки царскую палку (скипетр) и говорил
свое мнение; иные говорили очень красно, и их охотно слушали. Нередко вожди
распалялись в споре и бранили даже главного царя.
Реже звали на сходку всех воинов. Царский вестник скликал их по лагерю
громким голосом. Народ, собравшись, садился рядами: на особом возвышении
садились вожди. Царь сам или через вестника открывал свое решение или то, что
надумали все вожди вместе. Нередко поднимался шум, в котором сначала ничего
нельзя было разобрать. Одни одобряли решение, другие выражали неудовольствие.
Вожди не спрашивали по очереди мнения простых людей. Они были довольны, когда
слышалось больше одобрительных криков. Если беспорядок становился велик,
какой-нибудь сильный и строгий вождь начинал расправляться палкой направо и
налево. Особенно доставалось смельчакам, которые, разойдясь, чересчур уж
поносили царей.
Вожди нередко вовсе не слушались главного царя: отставали со своими
товарищами и слугами от общей битвы и либо сидели без дела в своих палатках,
либо совершали набеги отдельно от остальных дружин.
Быт вождей. Между вождями и простыми людьми во всем была большая разница.
Недаром вожди в старинных греческих песнях зовутся "благородными", "жирными",
"счастливыми" людьми. Царь любил жить в просторном дворце со своей родней и
кормить за своим столом товарищей или подначальных вождей. В доме Приама, по
словам песни, жили 50 его женатых сыновей и двенадцать дочерей с мужьями. Это
был целый род. Спали в небольших каменных каморках, а на обед или для беседы
собирались в просторный деревянный зал внутри дома. В середине его горел очаг.
В жизни было много грубости: кругом очага в зале стояла зола и сор; оружие,
висевшее на стене, было покрыто копотью от дыма. В комнатах и на дворе бросали
в углы что попало: кости, шелуху, объедки; при входе в ворота можно было
наткнуться на навозную кучу, на которой лежала старая собака; кругом дома
бродило много лишней дворни.
Владелец замка имел у себя в поместье все, что было нужно для пропитания. В
садах и
|
|