|
, как у египтян, письмо
вавилонян началось с рисунков: в некоторых знаках можно узнать звезду, пчелу и
т. д. Но при их способе быстро водить по мягкой глине очертания рисунка
выходили неясными; вследствие этого перестали придавать значение верности фигур.
Оттого вавилонянам было нетрудно перейти к обозначению знаками слогов и звуков.
Высохшие написанные дощечки можно было очень долго хранить. Целая книга
имела вид стопки положенных друг на друга кирпичиков. Разрывая холмы и мусор на
месте старых городов Двуречья, европейцы недавно нашли целую кирпичную
библиотеку*. Она принадлежала царю соседней с Вавилоном Ассирии. Ассирияне
усвоили науку и искусства Вавилона; царь ассирийский Ассурбанипал положил много
стараний на то, чтобы собрать старинные и новые книги, в которых записаны были
сказания, молитвы, наблюдения над небом, гадания. Большею частью это были
переводы с более древнего языка; к ним приложены толкования, пособия, словари и
т. д.
* Библиотека Ашшурбанипала (правил в 669 – ок. 635 г. до н. э.) находилась
в его дворце в Ниневии. Его отец Асархаддон предполагал сделать Ашшурбанипала
верховным жрецом, поэтому он изучал все науки того времени, сохранив любовь к
ним до конца жизни. Первые находки глиняных табличек сделал англичанин Джордж
Смит в 60-х годах XIX в., а раскопал библиотеку в 1887 г. Ормузд Рассам.
Сохранилось около 30 000 табличек и фрагментов. Это была первая в мире
систематически подобранная библиотека, где таблички были разложены в
определенном порядке и имелся каталог.
Язык и сношения Вавилона 1700–1100 до Р. X. Вместе с торговлей далеко
проникал и язык вавилонян. На нем объяснялись не только купцы разных стран, но
также правители их. Когда египтяне завоевали Сирию, между Египтом и Вавилоном
начались оживленные сношения: караваны торговцев, посольства от царя к царю
двигались вдоль берега Средиземного моря долинами Сирии и равниной по течению
Евфрата. Египетские фараоны должны были переводить свои послания на вавилонский
язык. На том же языке писали фараонам доклады их наместники, поставленные в
азиатских областях. Вавилонский язык служил в Передней Азии тем же, чем был
французский в Европе 100 и 200 лет назад и чем служит в настоящее время
английский в большей части света.
Недавно в местности Амарна на Ниле посредине между Мемфисом и Фивами найдены
были во множестве дощечки, высушенные из нильской глины и исписанные
вавилонской клинописью. Они оказались письмами из времен египетского царя
Аменофиса IV (стр. 45) и его отца*. Фараон требует себе в жены дочь
вавилонского царя; цари уверяют друг друга в верности и преданности, шлют
привет и желают всяких благ "дому, женам, сыновьям, вельможам, коням,
колесницам, войскам и всей стране"; они напоминают о присылке товаров:
египтянину нужен ценный голубой камень, вавилонянину – золото. В Амарне есть
несколько посланий к фараону от подчиненного ему князя Урусалима (это – будущий
Иерусалим). Семь раз припадает он к ногам царя и еще семь раз он молит не
верить слухам о его измене; "не от отца и матери получил я страну, а из могучих
рук царя". Его теснят хабири, опустошающие все царские владения; пусть царь
пришлет войска на помощь.
* В Эль-Амарне найден дипломатический архив египетских фараонов Аменхотепа
III, Аменхотепа IV и его ближайших преемников, в том числе Тутанхамона (его
неразграбленную гробницу в 1922 г. нашел английский археолог Говард Картер).
Египетские фараоны пользовались клинописью для дипломатической переписки с
Вавилонией, Ассирией, Хеттской державой.
Эти хабири были евреи, подвигавшиеся со стороны пустыни на Ханаан, южную
часть Сирии.
Ассирияне и царство израильское 1100–600 гг. до Р. X. Власть фараонов после
этого недолго продолжалась над Сирией. В Передней Азии кругом пустыни произошли
большие перемены. В свое время семитское племя, вышедшее из степей, покорило
Вавилонию. Теперь появились новые семиты-завоеватели, на север от Вавилона, в
Ассирии по верхнему течению р. Тигра, и на западе, по другую сторону пустыни, в
Ханаане.
Ассирия – гористая область, скудная сравнительно с областью нижнего Евфрата.
Ее жители долго были в стороне от оживленного быта вавилонян. Но они завладели
важными торговыми путями, которые направлялись от Вавилона по течению больших
рек к горным странам Кавказа и к Средиземному морю. В руках ассириян скопились
большие богатства, произведенные трудом и изобретательностью вавилонян. Но
земледельческая и торговая Вавилония на войне постоянно уступала своим
воинственным соседям. Ассирийские цари не раз покоряли Вавилон.
В Ханаане Давид образовал около 1000 г. израильское царство. Оно доходило на
юге до Аравийского залива, на севере захватывало главный город Сирии, Дамаск.
Его сын Соломон, женатый на египетской царевне, построил в Иерусалиме большой
храм Богу Израиля, по величине и великолепию равный большим святилищам Фив и
Вавилона.
Царство, основанное Давидом, скоро распалось. Народ был недоволен тяжелыми
поборами и податью, который требовал царь Иерусалима для своих походов и
построек. Из 12 колен отложились 10 и составили на севере израильское царство с
городом Самарией. Сын Соломона сохранил лишь маленькое иудейское царство на юге
со старой столицей Иерусалимом.
Завоевания ассириян. Гораздо сильнее оказалось государство ассириян,
захвативших равнину двух рек. Они остались неукротимыми воинами, и долгое время
никто не мог им сопротивляться. Скоро на берегу Тигра вырос их город Ниневия,
не уступавший Вавилону размерами и похожий на него по своим постройкам.
Страшно
|
|