Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Виппер Р. Ю. - История древнего мира. История средних веков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
зы, видит чудесное древо жизни, дающее человеку бессмертие. Затем 
Гильгамеш отправляется в обратный путь и берет с собою дерево, чтобы насадить 
из него на своей родине целый лес. Хотя он сам и возвращается домой, но на 
дороге теряет чудесное дерево.
   Эти рассказы вавилонян о странствованиях по неизведанным странам на западе, 
о земном рае и райском дереве, о переправе через море или реку смерти, о беседе 
с тенью умершего предка и о целебной живой воде широко распространились не 
только у соседних народов, они перешли также далеко на запад, к грекам.
   Священная наука вавилонян. Лучшую защиту против злых духов, кружащих около 
человека, вавилоняне думали найти в великих светлых богах, которые царят на 
небесах и показываются в светилах: солнце, месяце и пяти ярких видимых простым 
глазом планетах (их латинские названия – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и 
Сатурн). К этим семи высшим силам обращались с молитвами и просьбами; их волю, 
их указания людям старались прочитать в движении светил.
   Вавилонские жрецы подробно занялись изучением небесных явлений, и у них 
получилась очень сложная и трудная наука. Они составили календарь, который 
заимствовали потом европейские народы.  В вавилонском календаре соединен счет 
времени по видимому движению солнца и по движению луны. За год приняли срок, в 
который солнце проходит по большому поясу неба (эклиптике). Год разделили на 12 
частей по 30 дней в каждой согласно сроку оборота луны (до сих пор у европейцев 
луна и тот срок, в который она проходит свой круг, обозначаются одним и тем же 
словом месяц). На годовом небесном круге солнца эти 12 частей отметили большими 
созвездиями (Телец, Близнецы, Рак, Лев и т. д.). Далее каждому из великих семи 
богов был посвящен особый день, и таким образом получили еще подразделение 
месяца на четыре недели. Вавилонская семидневная неделя перешла потом ко всем 
европейским народам и у некоторых сохранила даже свои старинные названия дней 
от светил (лучше всего это видно на французском и английском языках: начиная с 
воскресенья идут день солнца, луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна).
   Из всех небесных явлений человека особенно поражают затмения. Когда на 
чистом небе затягивался черной пеленой ясный лик бога-светила, люди были 
уверены, что предстоит что-нибудь страшное или важное. Вавилоняне старались 
заметить те сроки, в которые повторяются солнечные и лунные затмения, и 
научились их предсказывать.
   Они точно измерили глазами видимое небо и вычислили, что солнце (во время 
равноденствия) на небесном полукруге от восхода до заката укладывается 
поперечником своего кружка 180 раз (3x60). Они стали делить вообще всякий 
полукруг на 180, а всякий круг – на 360 частей (2x180 или 6x60). Число 60 стало 
одним из священных волшебных чисел: оно было принято у вавилонян за основу 
счета, как у нас 100. Час делили на 60 минут, минуту – на 60 секунд. Эти 
деления круга и часа также перешли к нам.
   При всей точности вычислений вавилонских жрецов их представления о 
мироздании были неверны; они думали, что солнце каждый день действительно 
катится через все небо и ночью проходит под землею, что все светила кружатся 
около земли, которая неподвижно стоит в середине мира. Числа и меры не служили 
для них простыми отметками: в мировом порядке и в земной жизни должны 
повторяться волшебные числа три, семь, двенадцать, шестьдесят. Мир состоит из 
двух великих частей: небесного царства и его точного снимка, царства земного. 
Каждое образует три слоя, один над другим: воду, твердь и воздух. По твердому 
поясу неба или по плотине небесной движутся солнце и другие светила.
   Далее вавилоняне верили, что небо – великая раскрытая книга, по которой 
ученый может читать все, что есть и будет на земле. Если небесный мир 
совершенно так же устроен и разделен, как земной, то события, происходящие в 
нем, должны с буквальной точностью повторяться на земле. Нужно только 
внимательно замечать все, что происходит на небе, и находить во всех знамениях 
настоящий их смысл. Появление над небосклоном одной планеты может означать 
урожай, восход другой – нападение врага. Есть счастливые и есть зловещие 
светила, бывает благополучное и бывает грозное их расположение. Заволакивание 
месяца тучами, яркие зори и т. п., все это – знамения, за которыми идут 
неминуемо счастие или беда. Судьба каждого человека определена заранее на небе: 
при рождении, напр., царского сына замечали положение светил и предсказывали 
его жизнь. Вавилонские предсказатели взбирались каждый день на высокие башни 
богов, наблюдали, записывали и гадали. Эти выкладки и гадания по движению 
небесных светил перешли потом к грекам и от них к другим европейским народам; 
под именем астрологии они просуществовали еще 2000 лет вне Вавилона, и лишь за 
200 лет до наших дней они были покинуты в Европе*.
    * Научные знания нанесли сильный удар астрологии, но в конце XX века 
астрология вновь получила широкое распространение.
   
   Книги. Наука вавилонян началась очень рано, накоплялась и хранилась очень 
долго. Судя по тем записям, которые теперь находят европейцы в этой стране, 
большая часть знаний и наблюдений перешли к ним от более старинного народа 
сумеров, жившего по Евфрату (стр. 53–54). Этот народ придумал азбуку; на его 
языке были в первый раз записаны гадания, порядок небесных явлений и календарь; 
для того чтобы познакомиться с ними, позднейшие вавилоняне должны были изучать 
чужой старинный язык, составить к нему объяснения, грамматики и словари. Самый 
путь к науке был таким образом очень сложен и труден.
   Вавилонский способ письма был не похож на египетский: для обыкновенного 
письма брали не бумагу, а тонкие дощечки, и по сырой еще глине надавливали 
острым резцом, получались бороздки вроде гвоздиков или клиньев, почему этот 
способ называют теперь клинописью. Вероятно, так ж
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-