Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Виппер Р. Ю. - История древнего мира. История средних веков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
тянулись обширные пустыри, сады и поля.
    * Миля – единица длины. Старая русская миля = 7,468 км.
    ** Локоть – древнерусская мера длины, равная 38–46 см.
   
   Город был выстроен по правильному плану: прямые улицы шли параллельно реке 
Евфрату, другие пересекали их под прямым углом и упирались в набережную реки; 
эти улицы запирались также тяжелыми медными воротами. Пестрая толпа людей 
всякого звания и разных народностей сновала по улицам, заполняла базары на 
площадях. Над жилищами возвышались огромные каменные дома богов. Они строились 
на широкой квадратной насыпи и поднимались вверх уступами. Чем выше был этаж, 
тем более узкий квадрат он представлял собою. Каждый этаж был выкрашен особой 
краской и блистал позолотой. Входы в храмы и дворцы точно оберегались огромными 
высеченными из камня фигурами крылатых быков с человеческими головами.
   Сказания о сотворении мира и о потопе. Надписи и рисунки, открываемые в 
равнине Евфрата, изображают нам не только деловую жизнь вавилонян. Мы узнаем их 
понятия о мироздании, о божествах, о загробной жизни.
   У вавилонян было сказание о сотворении мира. С начала времен все смешивалось 
в великом море. Бог весеннего солнца Мардук (он же Бел, т. е. господин 
Вавилона) создал нынешний мир: он вышел на бой с чудовищем, которое царило в 
море хаоса, убил его и рассек на две половины: море небесное и море земное; 
границей между ними он поставил небесную твердь. Потом он поднял из воды землю, 
создал светила и бросил семена жизни на земную поверхность. Мысль, что вначале 
все было покрыто водой и все возникло из воды, видимо, внушена картиной 
ежегодных весенних наводнений, после которых возрождается жизнь: по картине 
весны ежегодной представляли себе и первую весну мира; оттого и бог-творец – 
весенний бог. Еще другая черта замечательна в понятиях вавилонян: мир небесный 
похож на земной, его карта такая же: там – большой океан, совершенно также и 
внизу земля держится на огромном море; на небе те же две главные реки, Евфрат и 
Тигр, там есть свой Вавилон, свой храм Мардука и т. п.
   Наводнения внушили еще другое предание – о великом потопе. Боги однажды 
разгневались на род человеческий и решили истребить его, наслав жестокую грозу 
и ливень. Но один из богов сжалился над любимцем своим и посоветовал ему 
построить корабль, взять туда своих близких, все породы животных и семена 
растений. Корабль носился семь дней по водам, его обитатели высылали три раза 
птиц, одну за другой, чтобы узнать, не прошла ли вода. По окончании потопа 
жизнь на земле возродилась опять.
   Смерть, ад и рай по понятию вавилонян. Понятия о смерти и о том свете у 
вавилонян были несколько иные, чем у египтян. Смерть казалась им величайшим 
злом и ужасом. Она "не отпускает на волю" и "как былинку" подкашивает жизнь, 
"бросает в тяжкие оковы", "пронзает ножом". Все величие и сила мира исчезают со 
смертью. В сказании о богине Иштар, подательнице всякого счастья и радости на 
земле, изображено, как сама богиня должна была спуститься в ад и перенести его 
мучения; с нее сорвали ее венец, все украшения, ее заковали в цепи; ее 
прекрасное лицо и тело покрылось болезненными язвами, ее сердце и голова были 
разбиты немощью. Так же точно разбивается и существо человека.
   Отвратительные духи наполняют подземный ад. Они мучат души умерших. Но они 
выходят также на землю; они прилетают из страшной пустыни с запада, они 
свирепствуют ночью. Это – чудовища, которые жаждут крови, все истребляют и не 
щадят даже изображений богов. "Они, подобно змеям, вползают в дома людей. Они 
похищают жену у мужа, вырывают ребенка из рук отца, выгоняют хозяина из среды 
его семьи. Они переходят из села в село, уводят детей, гонят птицу из гнезда, 
бьют волов и ягнят, эти злые демоны – дикие охотники". Они приносят засуху, 
посылают болезни: один – лихорадку, другой – чуму, третий хватает человека за 
горло.
   Будучи окружен злыми бесами и привидениями, человек старается оборониться от 
них. Самое верное средство – приготовить изображение злого духа, возможно более 
похожее на него, и повесить эту куклу перед домом, чтобы ее видом отгонять 
самого беса, или, еще лучше, торжественно и с проклятиями сжечь изображение. 
Вавилоняне придавали бесам безобразные черты: оскаленные зубы, рога и щетину, 
хвосты и когти и т. д. Из этого составилась фигура черта, которая потом перешла 
к европейцам.
   
   
Гильгамеш и Энкиду борются со львами и быкамиТриумф ханаанейского царя. 
Гравировка на плакетке (пенале) из слоновой кости   
   Но сквозь мрачные мысли пробивалась некоторая надежда на избавление. 
Ежегодно празднуется возвращение из подземного мира умершего молодого бога, 
которого перед тем с великим плачем провожали в могилу. Так может спастись и 
человек от вечной смерти. Бог весны и весеннего солнца, Мардук, "милосерд" и 
"любит воскрешать мертвых". Есть "живая вода" в тайном месте; кто изопьет ее 
или окропится ею, вернется к жизни и получит бессмертие. На западе далеко, куда 
заходит солнце, есть "острова блаженных", где нет печали и смерти. Сказание 
передает, как могучий царь Гильгамеш искал пути к ним. Его друг погиб, его 
самого поразила тяжкая проказа; но он не хочет умирать; он собирается 
освободить друга из пасти смерти и узнать тайну бессмертия. Отправляясь на 
запад, он надеется отыскать своего предка, любимца богов, которого они взяли 
живым в земной рай. Он проходит страшные ущелья, встречает у входа к горе 
громадных людей-скорпионов, идет внутри горы в полном мраке и на выходе 
открывает чудный сад, среди которого стоит божественное дерево со сверкающими, 
как самоцветные камни, плодами. Наконец он добирается до великого моря смерти, 
через которое ходит лишь солнце и нет переправы. Но Гильгамеш отыскивает 
лодочника и после тяжких усилий добирается до другого берега. Здесь он 
рассказывает своему бессмертному предку страдания. Тот погружает Гильгамеша в 
волшебный сон и велит отвезти к источнику жизни: больной исцеляется от своей 
прок
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-