|
ольшой
обмен привел к употреблению денег.
В торговле нужна мерка, чтобы определить цену вещи. Поэтому выбирают такой
товар, на который удобно мерить и оценять все остальные; этот товар служит
деньгами. Мы употребляем теперь деньги только из металла*. В старину или в тех
странах, где было мало металла или его не умели добывать, деньгами были меха
пушных зверей, наприм. куниц, белок (старые русские деньги назывались куны, а
вогулы** и теперь еще называют рубль – "сто белок"). У скотоводов деньгами были
быки, овцы и т. п.; говорили: рабыня стоит 4 быка, золотой доспех – 100 быков,
медный – 9 быков; царский сын давал 100 быков, чтобы выкупиться из плена.
* Наряду с металлическими деньгами в XVIII в. появились бумажные. В
настоящее время получают распространение кредитные карточки.
** Вогулы – устарелое название народа манси.
Но когда люди стали добывать металл или получать его в обмен за привозимые
ими товары, они охотнее всего обращали в деньги именно металлические куски.
Этому много причин. Крепкий, красивый металл всегда всем нужен для оружия,
инструментов, для украшений. Затем, он не портится, он как будто вечен. Наконец
металл удобно делить на мелкие части: каждый кусочек его имеет цену, и потому
на металл удобно расценивать и дорогие и дешевые вещи.
В своей обширной торговле вавилоняне употребляли деньги из металла в большом
количестве. Они приготовляли из него кусочки одинакового веса, т. е. монету.
Иногда этим кусочкам придавали вид быков или бычачьих голов в память о прежних
деньгах. В торговле также ходили золотые, серебряные, медные, свинцовые
кирпичики, палочки, кольца, кружки.
При покупке дома, земли, рабов, одежды, зерна и т. д. платили наличными
деньгами. Поэтому кто мог старался скопить побольше металлических денег.
Особенно большие запасы собирались при храмах богов. Они состояли из вкладов и
даров, но, кроме того, многие люди отдавали деньги в храмы на хранение, так как
кладовые богов имели хорошие затворы. Богатства богов увеличивались еще от того,
что к храмам принадлежали фабрики, прибыль с которых поступала в храмовую
казну, или из храмовых складов выдавали материал в мастерские и забирали потом
в пользу богов готовые произведения ремесла.
Если уплата производится на деньги, имущество быстро может переходить из рук
в руки. При этом часто можно еще получить выгоду от покупки и перепродажи
товара. Для всякого предприятия нужно иметь свободные деньги, при помощи
которых можно было бы закупать материал, нанимать рабочих и т. п. Из всего
этого могут извлечь пользу обладатели металла, если начнут отдавать свои деньги
в рост, т. е. взаем, и требовать себе прибыли за эту услугу. В Вавилоне жрецы,
управители храмовых владений пускали этим способом в ход божьи богатства и
запасы; у них можно было также купить монету и выменять ее.
Все подобные расчеты требовали точности. При всякой сделке заключали
письменное условие. В наше время в равнине Евфрата и Тигра извлекают из земли
десятки тысяч таких условий и квитанций: о выдаче займа и получении расчета, об
уплате за наем, продаже имущества и т. п.; они все написаны нарезными знаками
на глиняных дощечках.
Писцам было так же много дела, как в Египте. Чтобы не было подделок и обмана,
каждую глиняную грамоту покрывали еще новым слоем глины и на нем повторяли ту
же надпись. Если потом поднимался спор между заключившими условие или было
сомнение насчет подлинности записи, верхний слой разбивали и сверяли содержание
его слов по нижней скрытой доске. Деловых сношений было так много, что у
всякого почти человека имелась печать, выпукло вырезанная на крепком камне и
служившая вместо подписи; только самые бедные не имели печати и вместо нее
оставляли на глиняной грамоте отпечаток своих ногтей.
Богатство Вавилона. Правители страны, царь, его наместники и чиновники,
получали крупные доходы с торгового населения; поэтому они следили за тем,
чтобы в торговле не было обмана и притеснения. Царь Хаммураби приказал
составить большое собрание законов. В них подробно определено, как следует
отдавать в наем землю, как пользоваться водой, отводимой из каналов, как должны
происходить наем рабочих, покупка рабов, перевоз вещей по рекам. Составитель
законов настойчиво требует, чтобы наниматели и нанимаемые, кредиторы и должники
честно и правильно выполняли условия и обязательства; за нарушение этих правил
он грозит наказаниями. Царь напоминает, что сам великий бог "поручил ему дать
стране защиту закона, чтобы сильный не мог вредить слабому".
В Египте в руках немногих семей соединялись большие богатства. Но эти
богатства составляли большею частью недвижимость; это были крупные имения, в
которых собирались и проживались большие запасы. В Вавилоне большая часть
богатств состояла в движимости и деньгах, которые позволяли быстро менять свой
достаток или приобретать редкие и чужие привозные предметы. В жизни вавилонян
было больше роскоши и разнообразия. Богатые люди для своего удобства покупали и
держали дома привозных рабов. Впоследствии греку-путешественнику Геродоту,
посетившему Вавилон, казалось, что нет на свете людей, которые бы более, чем
вавилоняне, ценили изысканность одежды и украшений. В высоких завитых париках,
в вышитой узорами, широкими складками ниспадающей одежде, вытканных башмаках, с
перстнем-печатью на пальце и художественно вырезанной тростью в руке выходил
богатый человек на улицу. Греков, привыкших к более простой обстановке,
поражали также размеры города и его укрепления: наружные стены Вавилона были
длиной в 8 миль*, их высота была до 200 локтей**, а ширина до 50, т. е. верх
стены был похож на широкую мощеную улицу, по которой могли ехать в ряд
несколько военных повозок. В стенах было проделано до 100 медных ворот. За
стенами находился широкий и глубокий ров, наполненный водою. Вавилон занимал
пространство вдвое больше современного Лондона; но кроме построек в нем
|
|