|
то свести эти
секторы друг к другу без глубоких искажений и фатальных ошибок. Так что пусть у
каждого из них будет определенная целостность. Давайте говорить только о том,
что они находятся во взаимосвязи, или они взаимодействуют, или каждый из них
имеет связи с другими. Здесь еще есть над чем работать. Когда мы поговорим о
разных истинах в каждом квадрате, я думаю, вы поймете, что я имею в виду.
Пример
В: Чтобы пояснить это, вы используете в качестве примера единственную
мысль, холон одной-единственной мысли, и показываете, что эта мысль, на самом
деле, не «единственная», существующая сама по себе, — у нее есть соответствия
во всех четырех секторах. Интересно, могли бы мы кратко рассмотреть этот пример.
КУ: Хорошо. Скажем, у меня есть мысль сходить в гастроном. Когда у меня
есть эта мысль, я, на самом деле, воспринимаю непосредственно саму мысль,
внутреннюю сторону мысли и ее значение — символы, изображения, идею сходить в
гастроном. Это верхний левый сектор.
В то время как у меня появляется эта мысль, существуют, конечно же,
соответствующие изменения, происходящие в моем мозгу, — увеличение доли
допамина, уровень ацетилхолина в синапсах подскакивает, усиливаются
бета-мозговые волны или происходит что-то иное. Это наблюдаемое поведение моего
мозга. Его можно проверить опытным путем, определить с научной точки зрения. И
это — верхний правый сектор.
Кроме того, моя внутренняя мысль имеет смысл только по отношению к моему
культурному фону. Если бы я говорил на другом языке, то мысль состояла бы из
других символов и имела бы другое значение. Если бы я жил в примитивном
племенном обществе миллион лет назад, то у меня даже не могло бы возникнуть
мысли «пойти в гастроном». Она могла бы быть такой: «Настало время убить
медведя». Дело в том, что все мои мысли возникают в определенном культурном
фоне, придающем моим индивидуальным мыслям структуру, смысл и контекст, и я
даже не был бы в состоянии «говорить сам с собой», если бы я не жил в
сообществе людей, которые могут говорить со мной.
Так что сообщество одной культуры служит внутренним фоном для любых
индивидуальных мыслей, которые могли бы у меня возникнуть. Мои мысли не просто
влетают мне в голову из ниоткуда; они возникают в сознании из культурного фона.
Однако, хотя я мог бы чуть-чуть выйти за пределы этого фона, я никогда не мог
бы полностью избежать его влияния, и без него, возможно, в моей голове никогда
не могли бы зародиться мысли. Случаи «мальчика-волка» — людей, воспитанных
животными, показали, что человеческий мозг, лишенный культуры, не может
самостоятельно мыслить в словесной форме. Наше «я» — далеко не автономная и
самостоятельная монада, как считали в эпоху Просвещения.
Проще говоря, мои индивидуальные мысли существуют только на фоне языка и
смыслов культуры, без которых я не могу вообще создать ни одной индивидуальной
мысли. И этот фон — моя культура, мое мировоззрение, мое жизненное пространство
— которое является нижним левым сектором.
Но и сама культура не является бестелесной, подвешенной в идеалистическом
воздушном пространстве. У нее есть и материальные компоненты, так же как у моих
собственных индивидуальных мыслей есть материальные составляющие в мозге.
Каждое культурное событие имеет свой социальный коррелят. К этим социальным
компонентам относятся типы технологии, производственные силы (садоводство,
аграрное, индустриальное производство и т. д. ), конкретные учреждения,
записанные кодексы и образцы поведения, геополитические пространства (города,
деревни, государства) и так далее. И эти материальные, социальные, опытным
путем определимые компоненты, которые называются социальной системой
действительности, помогают нам определить типы культурного мировоззрения.
Поэтому моя «индивидуальная мысль», на самом деле, обладает по крайней
мере этими четырьмя измерениями, этими четырьмя аспектами: намерение, поведение,
культура и социум. И все движется по кругу: социальная система будет оказывать
сильное влияние на культурное мировоззрение, которое устанавливает ограничения
индивидуальным мыслям, которые я мог бы создавать, а они находят отражение в
физиологии мозга. И вы можете идти по этому кругу в любом направлении. Все
секторы переплетены друг с другом. Они определяются через свою взаимосвязь.
Каждый из них является как причиной, так и следствием других секторов.
В: Значит, все индивидуальные холоны имеют эти четыре аспекта?
КУ: Да, у каждого холона есть эти четыре аспекта, эти четыре сектора.
Индивидуальный холон не существует только в одном или другом секторе. Дело
именно в том, что каждый индивидуальный холон связан со всеми четырьмя
секторами, с этими четырьмя сторонами своего существа. Это напоминает алмаз с
четырьмя сторонами, или четырьмя гранями.
Конечно, эти четыре стороны могут быть очень сложными и смешанными, но, по
крайней мере, в любом холоне можно выделить эти четыре грани. И это особенно
справедливо для более высоких уровней, для более сложных состояний сознания, и
я предполагаю, что мы сможем в этом убедиться.
Форма вещей будущего
В: Мы начали эту беседу с разговора о преобразовании вообще, а также о
любом возможном будущем преобразовании в частности.
КУ: Эта трансформация уже происходит, с нами или без нас. Но если мы хотим
быть на борту, если мы хотим сознательно обнаружить присутствие этих
эволюционных потоков в нашем собственном бытии, если м
|
|