Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: К. Уилбер - Краткая история всего
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-
 
тии, и мы хотим тщательно отследить признаки подавления 
на каждой стадии развития человека, индивидуальной и коллективной. И она, 
конечно же, включает в себя проблемы, связанные с разумной индустриализацией.
     В: Значит, каждое новое мировоззрение сталкивается со своими собственными 
серьезными проблемами?
     КУ: Оно создает свои собственные проблемы. Решение прежней проблемы и 
создание новой — это возникает одновременно, хотя новые проблемы обычно 
всплывают на поверхность, только когда мировоззрение приближается к периоду 
упадка. Это неожиданность и это кошмар всех мировоззрений.
     Мы находимся в той точке, в которой сознательное, рациональное, 
индустриальное мировоззрение встречается с серьезными проблемами, присущими его 
собственной внутренней организации. Мы столкнулись с нашими собственными 
ограничениями. Мы встретили врага, и, конечно, этот враг — мы сами. 
Современность изо всех сил пытается уступить место постмодернизму.
     Мировоззрение эпохи модерна с его особыми признаками и свойствами 
исполнило свою миссию и теперь живет в своих собственных отходах. Мы вдыхаем то,
 что мы сами выдыхаем. И то, как мы справимся с этим, как мы все вместе с этим 
справимся, определит, появится ли новое и более адекватное мировоззрение, 
которое разрешит эти проблемы, или мы будем похоронены в своих собственных 
отбросах.
     Дух столкнулся со своими внутренними ограничениями на данном этапе своего 
развития. Этот необыкновенный цветок модерна цвел в свою великолепную весну и 
теперь может только наблюдать увядание своих лепестков, падающих на землю 
нарождающегося нового утра. И что же будет цвести на этой новой земле?

Глава 5


    Четыре угла Космоса

     В: Вы полагаете, будто мы приближаемся к пределам 
рационально-индустриального мировоззрения?
     КУ: Только если мы будем очень осторожны в интерпретации этого 
высказывания. Зарождение эпохи современности — под «современностью» я имею в 
виду определенное рационально-индустриальное мировоззрение и Просвещение в 
целом — было вызвано важными и неизбежными причинами. Среди них мы могли бы 
упомянуть следующие: развитие демократии, отмену рабства, появление 
либерального феминизма, разделение искусства, науки и этики (я это объясню 
отдельно), широкое распространение эмпирических наук, включая науки о системах 
и экологические науки, увеличение средней продолжительности жизни почти на три 
десятилетия, признание принципа относительности в физике и перспективизма в 
искусстве, морали и науке, переход от этноцентрической к космополитической 
этике и в целом уничтожение многочисленными способами социальных иерархий 
господства.
     Это необычайно важные достижения, и критики модерна, которые только на 
словах осуждают современность, с удовольствием пользуясь ее многочисленными 
благами, лицемерят, уделяя внимание только крайностям.
     С другой стороны, легкомысленные защитники эпохи современности, которые не 
видят в ней ничего кроме прогресса и достигнутых результатов, упорно игнорируют 
проблемы, которые современность никогда не решала и, вероятно, никогда не 
сможет решить.
     В: Речь идет о внутренних проблемах и ограничениях, которые являются 
частью мировоззрения современности?
     КУ: Да, о проблемах, присущих рационально-индустриальному мировоззрению.
     В: Так что именно требуется для выхода «за пределы современности», для 
перехода в «постмодернизм»?
     КУ: Хорошо, в нескольких словах, чтобы преодолеть и включить в себя 
современность, или «рациональную индустриализацию», необходимо, для преодоления 
(первое) быть открытыми для новых видов сознания, оперирующими понятиями, 
выходящими за рамки обычной рациональности, и (второе) включиться в новые 
технико-экономические структуры, выходящие за рамки индустриализации. Другими 
словами, изменение сознания и соответствующее изменение организации. Чего-то 
одного будет недостаточно.
     Мы могли бы назвать это жизнеспособной рациональностью, жизнеспособной 
промышленностью. Что же мы имеем сейчас?
     Рациональность и промышленность, доведенные сегодня до предела, стали 
раковыми опухолями в государстве, их безудержный рост имеет крайне 
отрицательные последствия. Они выходят за рамки своего назначения и 
превращаются в различные властные иерархии того или другого рода. Преодолеть 
современность — означает ограничить эти подавляющие аспекты и в то же время 
включить в себя ее выгодные стороны. Будущая трансформация преодолеет и включит 
в себя эти особенности современности, принимая ее основы и ограничивая ее 
власть.
     Итак, если под грядущим преобразованием мы имеем в виду именно это, а не 
какую-то утопию новой эпохи, тогда я полагаю, что это оно определенно идет 
полным ходом.
     В: Значит, будущая трансформация повлияет и на изменения в сознании, и на 
изменения в организации.
     КУ: Отчасти да. На самом деле, она создаст новое мировоззрение, основанное 
на новом технико-экономическом устройстве, с новыми самоочевидными истинами и 
новыми образцами поведения.
     В: Хорошо, это приводит нас прямо к тому, что вы называете четырьмя 
секторами (см. рисунок 5—1). Но прежд
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-