|
главных
стадий технико-экономического развития, как они выделены, например, Джерардом
Ленским. Также мы можем определить относительный статус мужчин и женщин в
каждой из этих стадий, как это было сделано Чефец, Нильсен и другими; а кроме
того, провести соответствия с мировоззрениями, как поступили Гебсер и Хабермас.
Используя эти источники и многие другие, которые мы не будем разбирать
детально, мы можем прийти к довольно стабильным умозаключениям об относительном
статусе мужчин и женщин в каждой из этих эпох, и, что более важно, мы можем
выделить факторы, которые повлияли на появление этих различий в статусе.
Доисторическая эпоха
В: Давайте сначала приведем несколько примеров, чтобы точно понять, что вы
имеете в виду.
КУ: В обществах доисторической эпохи (так называемых обществах охоты и
собирательства) роли мужчин и женщин были четко очерчены и резко разделены.
Мужчины, действительно, в основном занимались охотой, а женщины были заняты
сбором плодов и воспитанием детей. Удивительно: 97 процентов времени
доисторической эпохи люди следовали этим довольно жестким принципам.
Но так как у людей было мало имущества, колесо тогда еще не было
изобретено, не существовало никакого особого акцента на ценности сферы мужского
или женского. Мужская работа была мужской работой, а женская работа была
женской, и они никогда не должны были пересекаться. В то время существовали
очень сильные табу, особенно по поводу менструации у женщин, но это, кажется,
не влияло на появление каких-либо различий в статусе.
Из-за этого некоторые феминистки восхваляют доисторические общества. Но я
думаю, что ни одна из этих феминисток не была бы рада существовавшей тогда
жесткости тендерных ролей.
В: Когда появились эти общества?
КУ: Общества доисторической эпохи впервые появились где-то между миллионом
и четырехстами тысячами лет назад. Хабермас указывает на то, что первых людей
от обезьян гоминидов отличала не экономика и даже не инструменты, а скорее
изобретение роли отца — он называет этот процесс «фамилизацией мужчины».
Участвуя и в направленной на получение пропитания охоте, и в воспроизведении
потомства, отец соединил эти две сферы ценности и положил начало уже собственно
человеческой эволюции. Так как беременные женщины не могут участвовать в охоте,
эта работа досталась мужчине.
Но с началом фамилизации мужчины возникает одна-единственная, огромная,
постоянная и кошмарная задача, которую пытаются решить все последующие
цивилизации: приручение тестостерона.
Умри или убей - этот принцип теперь на службе семейного человека. Это
слишком забавно, вы так не думаете? В любом случае племенная структура основана
на семействе или родстве, и разные племена, с различными родственными связями и
происхождением, находились в очень напряженных отношениях друг с другом. Вы
либо находитесь на стороне победителей, либо на стороне побежденных.
В племенах доисторической эпохи средняя продолжительность жизни, согласно
Ленски, была примерно двадцать два с половиной года. Мы, конечно, говорим об
изначальной племенной структуре, а не о современных народах, которые прошли уже
сотни тысяч лет дальнейших этапов развития. Изначальная племенная структура
представляет собой маленькую группу, основанную на общем происхождении и
родстве, и племя доисторической эпохи добывает себе пропитание путем охоты и
собирательства.
Экомаскулинисты (сторонники глубинной экологии) особенно любят этот период,
главным образом потому, что они берут из него то, что им нравится в этих
обществах, и игнорируют все остальное, как будто в истории можно выбирать.
В: Они любят эти общества, потому что они были экологически чистыми.
КУ: Некоторые общества с племенной организацией были экологическими, а
некоторые определенно не были. Некоторые племена резали, рубили и сжигали, а
некоторые были ответственны за исчезновение целых видов животных или растений.
Как пишет Теодор Росжак в книге «Голос Земли», «священное» отношение к природе
ни в коем случае не гарантировало экологически чистую культуру, хотя сегодня
многие исследователи любят считать, что это было именно так.
Мужчины и женщины всюду и всегда грабили окружающую среду, главным образом,
по причине простого невежества. И даже высокоразвитая культура майя исчезла в
значительной степени из-за вырубки тропических лесов континента. Последствия
невежества в вопросах о влиянии окружающей среды в нашу эпоху намного серьезнее,
просто потому что потенциал разрушения окружающей среды у современности
намного более мощный. Невежество племенных обществ, с другой стороны, обычно
было более умеренным; но невежество есть невежество, и ему, конечно, не стоит
подражать. Нехватка предметов и средств производства в доисторическую эпоху не
означает отсутствие мудрости.
Поэтому некоторые люди сегодня действительно восхваляют племенные общества
за их «экологическую мудрость», их «почтение к природе» или их «лишенное
агрессивности поведение». Но я не думаю, что актуальные свидетельства полностью
поддерживают любое из таких представлений. Я сам уделяю внимание примитивным
племенным обществам по совершенно другим причинам: мы все сыновья и дочери
племен. Примитивные племена, на самом деле, есть наши корни, основа, на которой
будет строиться все посл
|
|