Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: К. Уилбер - Краткая история всего
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-
 
о жизни и разума. А затем, с появлением 
разума, или человеческого сознания, мы рассмотрим пять или шесть главных эпох 
развития человека. И все это будет излагаться в контексте духовности — или того,
 что она означает, различных исторических форм духовности и форм, которые могли 
бы появиться завтра. Правильно?
     КУ: Да, это своего рода краткая история всего. В целом этот проект кажется 
грандиозным, но он основан на том, что я называю «ориентирующим обобщением».
     В: Что такое «ориентирующее обобщение»?
     КУ: Если мы посмотрим на различные области человеческого знания — от 
физики и биологии до психологии, социологии, религии и богословия, то увидим в 
них определенные широкие, общие темы, по которым, фактически, существует очень 
мало разногласий.
     Например, в сфере морального развития не каждый согласится с деталями 
моральных стадий Лоуренса Колберга или с некоторыми моментами переработки 
Кэролом Гиллиганом схемы Колберга. Но существует общее и вполне объективное 
мнение, что моральное развитие человека проходит, по крайней мере, через три 
главные стадии.
     Человек при рождении еще не социализирован и не имеет никакой системы 
морали — это «доконвенциональное» состояние. Затем человек изучает общую схему 
морали, которая содержит основные ценности общества, его воспитывающего, и 
становится «конвенциональным», или обычным. И во время дальнейшего роста он 
может начать размышлять о своем обществе, и, таким образом, отдалиться от него 
на некоторое скромное расстояние, обретая способность критиковать или 
преобразовывать его — человек переходит в «постконвенциональное» состояние.
     Таким образом, хотя фактические детали и тонкости этой последовательности 
психологического развития человека все еще горячо обсуждаются, каждый 
исследователь в значительной степени соглашается с тем, что нечто похожее на 
эти три широких стадии действительно имеет место и встречается у всех людей. 
Это и есть ориентирующее обобщение: оно показывает нам, с большой долей 
вероятности, где расположены важные леса, даже если мы не можем договориться, 
сколько в них находится деревьев. Я считаю, что, если мы возьмем эти в 
значительной степени согласованные ориентирующие обобщения из различных 
областей знания — от физики и биологии до психологии, социологии, религии и 
богословия — и если мы свяжем эти ориентирующие обобщения вместе, мы получим в 
чем-то удивительные и часто глубокие выводы, которые воплощают наше уже 
согласованное знание. Бусины знания уже собраны: необходимо только соединить их 
вместе в ожерелье.
     В: Так значит, в этих беседах мы будем создавать своего рода ожерелье?
     КУ: Да, в некотором смысле. Работая с большими ориентирующими обобщениями, 
мы можем создать обширную карту отношения мужчин и женщин к Вселенной, Жизни и 
Духу. Детали на этой карте мы все можем наносить так, как нам нравится, но ее 
общие контуры основаны на огромном количестве свидетельств с учетом общих 
ориентирующих обобщений из различных сфер человеческого знания, простых, но 
стабильных.
    
    
    Космос
    
     В: Мы проследим развитие эволюции в различных сферах, от материи до жизни 
и разума. Вы называете эти основные области материей, или космосом, жизнью, или 
биосферой, и разумом, или ноосферой. И все три области вы называете словом 
«Космос».
     КУ: Да, Пифагорейцы ввели понятие «Космос», которое мы обычно переводим 
как космос. Но изначальное значение этого слова — упорядоченная природа или 
процесс всех областей существования, от материи и разума до Бога, а не только 
физический мир, который соответствует сегодняшнему употреблению слова «космос» 
или «вселенная».
     Поэтому я хотел бы определить этот термин заново. И, как вы говорили, 
Космос содержит космос (или физиосферу), жизнь (или биосферу), душу или разум 
(ноосферу) и божественное (теосферу или область божественного).
     Мы можем заинтересоваться тем, что же происходит, когда материя становится 
жизнью, или космос становится биосом, но, как замечает Франсиско Варела, 
автопоэзис (или саморазмножение) происходит только в живых системах. Его нет в 
физиосфере, но
     оно есть в биосе. Это существенное и глубокое возникновение — нечто 
удивительно новое, и я прослеживаю несколько типов таких глубоких трансформаций,
 или возникновений нового, в процессе эволюции Космоса.
     В: Так в этой дискуссии нас интересует не только космос, но и Космос в 
целом?
     КУ: Да. Многие космологии основаны на материальной предпосылке: физический 
космос представляется в них наиболее реальным измерением, а все остальное 
объясняется по отношению к этому материальному плану. Но насколько же это 
жестокий подход! Он разбивает весь Косм
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 143
 <<-