|
рчаточника. Рэндел, чьи жена и ребенок
находились в плену вместе с ним, начал шить парусиновую одежду, которую
охотно покупали.
Прошло четыре года, и Окли заметил, что он, как и другие рабы, привык
к неволе. «Мы почти забыли свободу, глупели, становясь бесчувственными к
своему рабству; мы склонились под своим бременем, покорно подставляя
спины и плечи».
Пленнику особенно не хватало религиозного утешения. Но вскоре он
обрел его, благодаря присутствию достопочтенного Деверью Спратта, в про-
шлом — английского священника, а ныне — такого же раба. «Трижды в не-
делю этот благочестивый, мирный слуга Господа Иисуса Христа молился с
нами и проповедовал нам Слово Божье; наши встречи происходили в под-
вале, который я снимал. Эти собрания посещали иногда по тридцать-сорок
человек, и ни турки, ни мавры никогда не чинили нам каких-либо помех».
После нескольких неудачных плаваний хозяин Окли разорился, и его
рабы сменили владельцев. Окли купил «серьезный старый джентльмен», ко-
торый обращался с ним с жалостью и добротой, почти как с родным сыном.
Он оказался таким добродушным, что впервые за все время алжирской не-
воли Окли почувствовал себя счастливым. Но, несмотря на доброту нового
хозяина, он по-прежнему жаждал свободы и строил планы побега, беспо-
коясь, не станет ли это откровенным воровством — удрать со службы чело-
веку, «который купил меня, заплатив немалые деньги, и законно владел мной,
как своим собственным имуществом. Теперь я не принадлежал себе, не имел
никаких прав на себя». Наконец Окли решил, что «право собственности
моего хозяина безнравственно в самой своей основе. Человек слишком бла-
городное создание, чтобы делать его объектом купли-продажи, да и моего со-
гласия ни разу не спрашивали во время всех этих сделок».
Придя к такому выводу, Окли приступил к делу. Среди рабов нашлось еще
несколько человек, готовых рискнуть и присоединиться к побегу. Заручив-
шись согласием и благословением преподобного Спратта, они начали изго-
тавливать парусиновую лодку. Как пишет Окли, все рабы надеялись, что «по
милости Божественного Провидения, эта лодка станет ковчегом, который из-
бавит нас от наших врагов».
Мастерскую оборудовали в том самом подвале, где проходили церков-
ные службы. Через некоторое время невольники соорудили разборный
каркас, по размерам которого выкроили и тщательно просмолили куски
парусиновой обшивки. Готовые части конструкции из подвала выносил
один из рабов, исполнявший обязанности прачки. Он каждый день заби-
рал какой-нибудь кусок, скрыв его под грудой отданной в стирку одежды,
и прятал недалеко от моря, в живой изгороди.
ПИРАТСТВО КАК ОНО ЕСТЬ
58
Наконец, выбрав темную ночь, семеро англичан встретились в назначен-
ном месте, быстро собрали лодку, спустили ее на воду и, к своему огромному
облегчению, убедились, что она держится на плаву.Но вскоре последовало ра-
зочарование — парусиновая посудина могла взять лишь пятерых человек, и
двоим пришлось, простившись с друзьями, остаться на берегу. Беглецы разме-
стились в лодке, и плавание началось. Четверо гребли изо всех сил, а пятый, не
переставая, вычерпывал воду. Когда рассвело, они, к своему ужасу, увидели,
что все еще находятся в поле зрения стоящих в гавани кораблей. К счастью, их
не заметили.
Они гребли трое суток. Кончился хлеб, питьевая вода была на исходе. К че-
твертому дню—дело происходило в июле, поэтому солнце палило нещадно—
беглецы обессилели. Но судьба сжалилась над ними, послав добычу — боль-
шую морскую черепаху, заснувшую на волнах. Они выпили ее кровь и съели
мясо. Силы вернулись, и люди снова взялись за весла. Где-то впереди лежала
Мальорка — там они обретут долгожданную свободу.
Наконец, на шестой день вдали показалась суша, вид которой вдохновил
их грести еще усерднее. Но прошли сутки, прежде чем полумертвые беглецы
ступили на берег острова. Власти Мальорки отнеслись к несчастным с уча-
стием и заботой, накормили, одели и затем отправили в Кадис на одной из
галер короля Испании. Здесь они нашли английское судно, на котором и вер-
нулись домой, ступив на родной берег в сентябре 1644 года.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ИСХОД,
ИЛИ КВАКЕРЫ ПРОТИВ ТУРОК
Как мы помним, Окли, готовясь к побегу, испытывал сомнения нрав-
ственного порядка. Но имеется еще более удивительная история,
также связанная с моральными принципами людей, подвергшихся напа-
дению пиратов, причем речь пойдет о целой команде. Отчет об этом заме-
чательном происшествии содержится в брошюре одного из моряков,
Томаса Лартинга, которая озаглавлена: «Боевой моряк, ставший миролю-
бивым христианином».
В августе 1663 года Лартинг шел в качестве первого помощника на англий-
ском кече (небольшом двухмачтовом судне). Они держали путь из Венеции в
Лондон. Капитан, помощник и вся команда являлись квакерами
|
|