|
богатствами, накопленными орденом, порождало массу негативных эмоций и у
протестантов, и у католиков, собственно говоря, у всех
простыхлюдей, которые не приемлют чужого богатства в сочетании с
интеллектуальным превосходством. Иезуитов накрепко связали с сакраментальной
фразой «Цель оправдывает средства», забывая (вернее, сделав вид, что забыли) о
том, что девять десятых человечества живет именно по этому принципу. Я далек от
пиетета в адрес иезуитов, но ради элементарной справедливости все же следует
признать, что образ иезуита — хитрого, коварного, беспринципного, с кинжалом в
одной руке и кубком с ядом в другой — не более чем расхожий стереотип,
созданный конкурентами «Общества Иисуса».
Неизвестный автор. Сестра Моника.
КСТАТИ:
«Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает».
Фрэнсис Бэкон
Еще один штрих к портрету эпохи — созданная в 1542 году так называемая
«Священная конгрегация инквизиции» — своеобразный верховный суд по делам,
связанным с преследованием ереси. Конгрегация призвана была осуществлять надзор
за деятельностью инквизиции, неустанно сжигавшей на кострах тысячи людей по
весьма сомнительным поводам. Это было если не пресечением беспредела ущербных
ортодоксов, то, по крайней мере, его обузданием, как того требовало
изменившееся время.
В 1557 году «Священная конгрегация инквизиции» создала печально знаменитый
«Индекс запрещенных книг» — добросовестно составленный каталог литературных
шедевров, который оказал весьма дурную услугу репутации католической Церкви.
КСТАТИ:
«Любоваться миром можно бесплатно. Платить приходится за комментарии».
Станислав Ежи Лец
Особым, совершенно уникальным явлением эпохи Возрождения было
казачество, возникшее в XIV веке на окраинах московских и украинских земель.
Казаки образовывали поселения непосредственно на границах, таким образом
создавая буферную зону, предназначенную для защиты государства от внешних
посягательств. От обычных пограничников они отличались (да и отличаются в
настоящее время) тем, что пограничники
несутслужбу на границе, а казаки там
живут. Если первые могут беспечально отступить в случае возникновения крайне
неблагоприятной боевой ситуации, то вторым отступать попросту некуда, потому
что их родина — это именно та земля, на которой они живут, и другой земли у них
нет: таков уговор с государственной властью.
Казаки — полновластные хозяева этой земли, в пределах которой действуют их
органы самоуправления, суд и т.п. Они, как правило, освобождены от уплаты
налогов и пользуются весьма ощутимыми привилегиями, за что обязаны по первому
требованию власти выступать на защиту державных границ или на их расширение.
Казачество стало особым сословием элитного порядка, стоящим, условно говоря, на
полступени ниже дворянства, но на ступень выше мещанства.
Территориально казачьи поселения относятся к тем или иным войскам: Всевеликое
Войско Донское, Кубанское войско, Терское, Уральское (бывшее Яицкое) и т.д.
А тогда, в эпоху Возрождения, это сословие только формировалось под влиянием
экстремальных условий жизни на южных окраинах христианского мира европейского
Востока. Казаки селились не просто на границах государств, а на границах двух
противоположных по духу и сути, взаимоисключающих миров, и это обстоятельство,
несомненно, сыграло значительную роль в деле формирования этого сословия.
Особого порядка явлением, возникшим в ходе общего процесса становления
казачества, можно считать Запорожскую Сечь, которая, в отличие от русских и
|
|