|
всегда преуспевал…»
«Один из способов, с помощью которого можно удерживать власть в новом
государстве и либо укрепить колеблющихся, либо сохранить в них состояние
нерешительности и неизвестности, это держать их постоянно в ожидании, возбуждая
желание узнать, чем же закончатся новые предприятия и начинания…»
Никколло Макиавелли. «Государь»
Реалии нашего бытия XX века ясно свидетельствуют о том, что государи бывших
советских республик, а затем — «независимых государств» детальнейшим образом
ознакомились с этим произведением Макиавелли (или, скорее всего, их ознакомили
референты), особенно с последним из приведенных мною абзацев. Ну, один к
одному…
В 1546 году состоялся Тридентский собор, в материалах которого произведение
Макиавелли «Государь» объявлялось «написанным рукой Сатаны».
В 1559 году был опубликован папский «Индекс запрещенных книг», куда были
занесены все произведения Макиавелли.
Этот печально знаменитый «Индекс…» просуществовал до 1966 года. К тому времени
он включал в себя около 4000 названий произведений, которыми может лишь
гордиться человечество.
В 1512 году республиканское правление во Флоренции сменилось тираническим.
Правящая семья Медичи изгнала философа из его родного города, а через некоторое
время, когда этого показалось мало, Никколо Макиавелли был брошен за тюремную
решетку, где его и допрашивали со всей настойчивостью, и пытали, конечно же, не
с целью вырвать из него какую-то тайну, а просто так, для мстительного кайфа…
КСТАТИ:
«Всегда недруг призывает отойти в сторону, тогда как друг зовет открыто
выступить за него с оружием в руках. Нерешительные государи, как правило,
выбирают невмешательство, чтобы избежать ближайшей опасности, и, как правило,
это приводит их к крушению».
«Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость».
«В действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнуть
его разрушению. Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и
пощадит его, того город не пощадит».
Никколо Макиавелли
Он был подлинным философом Возрождения, выразив суть своей эпохи просто,
доходчиво, без всяких интеллектуальных изысков: «Все вещи в мире во все времена
на свой лад сходны с античными временами. Ибо их творят люди, у которых всегда
одни и те же страсти, приводящие к одному и тому же результату. И это облегчает
узнавание будущих вещей посредством прошлых».
Вот так. И не имеет абсолютно никакого значения мнение по этому поводу
какого-то там Тридентского собора…
Я не устану утверждать, что Бог, несомненно, существует как создатель Вселенной
и всего сущего, но не следует переносить отношение к Богу на недобросовестных
посредников между Ним и людьми, на клерков, которые должны, черт их побери,
кланяться и умильно спрашивать: «Чего изволите?», а не восседать рядом с
государями и запрещать «Анну Каренину». Да, и до такого дошла их наглость в
80-е годы XIX столетия…
Эпоха Возрождения, как никакая другая, поставила церковников на должное место.
Они, правда, отомстили ей издевательствами над Галилеем и сожжением Бруно,
Коперника и других светочей мысли, но этим они ничего, кроме холодного
презрения потомков, так и не добились.
КСТАТИ:
|
|