|
Девятого июня 1889 года в Риме, на той самой площади, где был сожжен Джордано
Бруно, в присутствии 6000 делегатов от всех стран и народов мира был открыт
памятник великому мыслителю.
К чести папы Иоанна Павла II нужно отметить, что перед 2000-летием Рождества
Христова он от имени католической Церкви принес покаяние за преступления
инквизиции.
Еще один философ эпохи Возрождения, чьи труды под общим названием «Опыты» были
осуждены Церковью.
Мишель Эйкем из замка Монтень, или попросту —
Мишель де Монтень(1533—1592 гг.).
Он избрал отправной точкой познания окружающего мира человеческую душу как
своеобразную действующую модель бытия. Как крошечная капля океанской воды
содержит в себе все химические характеристики океана, так и человеческая душа,
— по Монтеню, — содержит в себе все свойства огромного окружающего мира.
Полагаясь на древний принцип «Познай самого себя», Монтень выстроил свое
философское учение на результатах анализа собственной души, и нужно отдать ему
должное: мало кто способен на полное самообнажение, притом лишенное какого бы
то ни было украшательства. Только через постижение самого себя Монтень изучал
мир с азартной дотошностью ученого и с мудрой терпимостью истинного философа, и
все затем, чтобы подвести итог своего исследования сакраментальным вопросом: «А
что я знаю?»
Подобный вопрос может поставить только действительно мудрый и обладающий
поистине глубокими знаниями человек…
КСТАТИ:
«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться… В начале всякой
философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом —
незнание».
Мишель де Монтень
Видимо, контраст между его социальным статусом и местом в семейной иерархии
породил знаменитую крылатую фразу Монтеня: «Для камердинера нет героев»,
которая стала лаконичным продолжением такого его изречения: «Мир считает чудом
иных людей, в которых их жены или слуги не видят ничего замечательного».
«Опыты» Монтеня изобилуют истинами, пропущенными через его трепетное сердце, а
потому весьма горькими. «Об истине, — писал философ, — нельзя судить на
основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека».
Он считал религию не объективной данностью, а всего лишь реакцией человека на
явления окружающего мира. «Религия людей, — утверждает Монтень, — есть ни что
иное, как их собственное измышление, необходимое для поддержания человеческого
сообщества».
КСТАТИ:
В 1676 году Ватикан внес «Опыты» Монтеня в «Индекс запрещенных книг».
Философу еще повезло, что он все-таки избежал костра инквизиции. А может быть,
это повезло Ватикану, потому что еще пять-шесть сожженных вольнодумцев такого
уровня, и — кто знает, чем бы завершилась эта эпопея с кострами на площадях…
Монтень не считает и человека каким-то уникальным явлением. Он беспристрастно
рассматривает его как всего лишь одного из субъектов Природы, тем самым
отвергая идею богоподобной исключительности. Человек, по Монтеню, не
надприродный феномен, но и не слепая игрушка в руках этой самой Природы, в
которой «ничто не бесполезно, даже сама бесполезность».
Монтень призывает человека заглянуть в собственную душу и постараться отделить
в ней зерна от плевел, именуемых тщеславием, конформизмом, привычками и
стереотипами, которые, как всякие слабости, необычайно коварны, живучи и вместе
|
|