|
КСТАТИ:
«Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Брожение умов
Философия во все времена играла роль некоего рентгеновского аппарата, лучи
которого проникают в глубинную суть явлений и выявляют закономерности
взаимодействия всех начал и всех противоположностей — в Природе, в характере
человека и в общении его с себе подобными, отвечая на бесчисленные «почему?» и
«зачем?».
Каждая эпоха имеет своих философов, которые с объективностью врачевателей
ставят ей свои диагнозы — иногда в виде обширных трактатов, иногда —
какой-нибудь одной будто бы случайно оброненной фразой.
Впрочем, в философии, как и в жизни, не бывает ничего случайного…
Характернейший персонаж эпохи — итальянский философ
Никколо Макиавелли(1469—1527 гг.). Этот образ имеет традиционно зловещий
оттенок из-за одной его крылатой фразы, ставшей девизом иезуитов: «Цель
оправдывает средства». Собственно, в этой фразе содержался не столько призыв
действовать определенным образом, сколько констатация существующего с
незапамятных времен положения вещей, однако на Макиавелли всегда ссылались как
на желчного мизантропа, вооружившего негодяев всех времен и народов таким вот
руководством к действию.
КСТАТИ:
Эта мысль была сформулирована как программа лишь через 120 лет после Макиавелли
священником-иезуитом Германом Бузенбаумом в сочинении «Основы морального
богословия», где утверждалось: «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства».
В начале XIX века подобную мысль выскажет Наполеон: «Нет путей к победе, есть
только победа!»
Что же до совершенно беспринципного XX столетия, равно как и начала XXI, то нет,
пожалуй, девиза, характеризующего это время наилучшим образом.
Более или менее образованные обыватели в связи с именем этого философа могут
припомнить мудреный термин «макиавеллизм» — некий синоним политической
беспринципности, вероломной интриги и морального беспредела, хотя сам философ
ничего подобного не пропагандировал, а лишь отмечал то, что наблюдал вокруг
себя, пребывая с 1498-го по 1512 год на государственной службе в своей
республике Флоренции.
Так что он может быть обвинен в пропаганде политического коварства не более,
чем Дарвин — в пропаганде естественного отбора.
А вот то, что он наблюдал и анализировал, нашло свое отражение в таких
известных трудах как «Государь», «Мандрагора», «История Флоренции» и т.д.
АРГУМЕНТЫ:
«Насколько похвально, когда государь неизменно благочестив, живет цельно и
бесхитростно, понятно каждому; тем не менее видно из опыта в наши времена, что
те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить
людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность».
«Глава знаменитой семьи Борджиа, папа Александр VI, только то и делал, что
обманывал, ни о чем другом не думал и находил случаи для этого… однако он
|
|