|
проискам дэвов и всячески способствовать победе сил добра и света. Это, конечно,
легче советовать, чем исполнять, но нужно же иметь положительную программу,
положительный идеал, к которому следует стремиться…
Оптимальные нормы поведения изложены наряду с молитвами, притчами и анализом
модели мироздания.
Заратустра указывает на два начала окружающего мира: реальный, осязаемый мир
вещей и ирреальный, идеальный, мистический мир души. Они пребывают в
неразрывном взаимодействии и взаимно дополняют друг друга, но пророк должен
прежде всего заботиться о реальном, земном мире, способствовать победе добра
над злом в плоскости вполне осязаемых коллизий повседневного бытия.
Заратустра решительно осуждал бессмысленное уничтожение животных во время
проведения многочисленных обрядов жертвоприношений. Он однозначно давал понять,
что богу Ахура-Мазде нет никакой необходимости вкушать мясо забитых овечек, и
это является одним из коренных отличий бога от человека, а само по себе
ритуальное убийство животных — ничто иное как служение богу зла.
По тем временам это звучало вполне революционно.
Совершенно очевидным фактом является то, что зороастризм оказал громадное
влияние на античную философию, а также на христианство и ислам.
Персидские мудрецы оставили миру бессмертное, нетленное наследство, со
значимостью которого ни в коей мере не могут спорить ни полководческие бенефисы,
ни державно-территориальные вздутия, ни даже величественная дворцовая
архитектура, о которой ходили по всему свету легенды.
В городе Пасаграды до настоящего времени сохранилась роскошная гробница царя
Кира II. Это претенциозное сооружение послужило образцом для создания целого
направления в архитектуре, и более поздние памятники погребального зодчества в
той или иной мере несли на себе печать первоисточника. Таким памятником стала
гробница
Мавсолав Галикарнасе, от которой пошло название «мавзолей» и которая стала
одним из признанных чудес света.
По моему субъективному мнению, уровень роскоши любого мавзолея находится в
прямой пропорциональной зависимости от степени комплекса неполноценности тех,
кто заказал его строительство.
Роскошь правительственных резиденций имеет ту же природу.
Персидские цари построили грандиозные дворцовые комплексы в Пасаградах, Сузах и
Персеполе. Эти болезненно-пышные строения должны были, видимо, затмить безумную
роскошь дворцов ассирийских владык. Этой цели они достигли, но… время — вещь
жестокая, и от них достаточно скоро остались лишь руины.
Впрочем, время — вещь не только жестокая, но и справедливая.
Осталась потрясающая персидская поэзия, которая стала фундаментом для того
великого явления, которое называется «Поэзия Востока».
Осталась персидская философия.
Остались знаменитые персидские чеканка и резьба по камню.
Остались не менее знаменитые персидские ковры.
Учитывая то, что от целого ряда государств вообще ничего не осталось, думается,
что одних даже ковров хватило бы для достойного следа в Истории…
Что же касается многосерийного боевика под названием «Греко-персидские войны»,
то он посвящен уже не истории Ирана, а истории Греции, потому что ко времени
его действия это было уже не просто столкновение двух государств или двух
народов, а естественный отбор среди цивилизаций, и греческая оказалась гораздо
более жизнеспособной…
КСТАТИ:
«Нелепо соперничать с теми, кто лучше или сильнее тебя».
Эзоп
|
|