|
Между прочим, на Руси всегда считалось престижным вести свой род от татарских
князей, а это как раз та синица, которая в руках, что отличает ее от арийского
журавля.
Но вернемся к персам.
У них была великолепная конница, которая мчалась так же быстро, «как журавли»,
если верить отзывам современников. Персидские лучники также составляли предмет
гордости своих правителей, в частности хрестоматийного царя
Кира, с его патологической озабоченностью касательно расширения границ
вверенного ему государства.
Это он в 538 году до н.э. штурмовал, вернее, захватывал Вавилон,
воспользовавшись вероломством местных жрецов. Войско Кира ворвалось в город
через гостеприимно распахнутые ворота и в считанные часы превратило жемчужину
Древнего Востока в груду развалин, обильно политую кровью жителей этого
сказочного полиса.
Да, царь Кир вошел в Историю как страстный любитель кровопролития.
Думается, что совсем не случайно, когда Кир погиб во время очередного похода в
Среднюю Азию, враги бросили его отрубленную голову в кожаный мешок, наполненный
кровью, будто бы проговорив при этом: «Ты хотел крови, так напейся теперь
досыта!»
Но жизнь, как ей и положено, продолжалась. Неуемные персидские цари отгрызали
все новые и новые куски от азиатского пирога, еще, видимо, не осознавая всей
тщетности подобных устремлений.
В 525 году до н.э. пал Египет, что явилось следствием не столько демонстрации
воинского мастерства персидских полководцев, сколько предательства командиров
наемных военных отрядов фараонской гвардии. Ну, здесь удивляться нечему:
наемники во все времена принимали сторону того, кто больше платит, так что
глупо было бы обольщаться на счет беззаветной преданности любой ангажированной
военной силы.
У персидских же царей хватало собственной военной силы, и она была весьма
эффективна, судя по стремительному приумножению их владений.
В конце VI — начале V века до н.э., в период царствования
Дария I, Персия достигла апогея своей территориальной значимости. Эта
значимость измерялась огромным расстоянием от западных границ Египта до реки
Инд на востоке и от южного Причерноморья до Персидского залива.
После апогея, как водится, наступает спад, но еще примерно полтора века, пока
не родился Александр Македонский, Персия могла почивать на захваченных в чужих
садах лаврах.
Это касается военных авантюр, но вот в духовной сфере Персия имела лавры
собственные и соответствующие самым высоким мировым стандартам. Прежде всего
это
зороастризм —одно из самых значительных религиозно-философских учений Древнего
мира.
Его основные положения изложены в сборнике священных текстов
Авести —оригинальном своде законов, поучительных историй, молитв и заклинаний.
Основная часть Авести, так называемая Гати, содержит 17 молитв, автором которых
считается знаменитый реформатор системы древних иранских культов и
основоположник религиозной культуры, основанной на поклонении огню, духовный
учитель
Заратустра, известный еще под именем
Зороастра.
Суть его учения заключается в том, что есть в мире единый и универсальный бог
добра, света, жизни, радости, любви и т.д., которого зовут Ахура-Мазда (Ормузд).
Он вечен, он существовал до начала мира, потому что он — его Творец, Создатель,
Источник жизни. Но у Ахура-Мазды есть оппонент по имени Ангро-Манью (Агриман),
который воплощает силы и тенденции зла. Он чрезвычайно активен и коварен в
своих негативных устремлениях, командуя целым легионом злых духов (дэвов),
которые вездесущи, пронырливы и крайне циничны.
Благородный Ахура-Мазда без устали борется с Ангро-Манью, но борьба эта
бесконечна, как бесконечна жизнь — ее арена, поле боя. Происходит это, прежде
всего, потому, что человек, несмотря на то что он создан богом добра
Ахура-Маздой, свободен в своем выборе характера жизненного пути в целом и тех
или иных поступков в частности, то есть он свободен в выборе между добром и
злом.
Тем не менее, при всей полноте такой свободы, человек должен противостоять
|
|