|
старая-старая истина: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Неумолимая и тайная власть жрецов, естественно, многих субъектов власти
светской безмерно раздражала, и прежде всего по причине огромного
интеллектуального превосходства первых. Да, скорее всего, именно так оно и было,
потому что в иных планах фараонам было не на что сетовать: на их поистине
сказочные богатства никто не посягал, а касательно внешних проявлений престижа
власти фараонов, то жрецы честно соблюдали правила игры и всеми доступными
средствами пропагандировали богоизбранность и богонравность светских
властителей.
Но вот своего интеллектуального превосходства они не находили нужным скрывать,
да и полученные знания не торопились делать всеобщим достоянием.
А светская власть медленно, но верно утрачивала и без того чахлую свою
духовность, что не могло не привести в итоге к грубейшим просчетам и во внешней,
и во внутренней политике.
Эти просчеты и привели примерно в 1750 году до н.э. к массовому восстанию рабов
и беднейших слоев населения.
При разумной, а следовательно, нормально функционирующей власти какие бы то ни
было восстания напрочь исключаются.
В этом же случае имело место следующее.
По дошедшим до нас описаниям, «бедняки ворвались во дворцы… Тех, которые были
одеты в тонкие полотна, избивают палками… Богачи стали неимущими… Тот, который
не имел даже пары быков, стал владельцем стада. Рабы стали владельцами рабов».
Потрясающая фраза, ценнейшая фраза:
«Рабы стали владельцами рабов!»Ведь рабы в основном были чужеземцами, пленными,
захваченными во время нескончаемых военных походов на земли соседних государств.
К чему должен, по идее, стремиться раб? Конечно, к свободе, к обретению той
высокой ценности, которую у него отняли. Следуя элементарной логике, можно со
всей уверенностью предположить, что, обретя вожделенную свободу, раб сразу же
помчится на свою утраченную родину, к своим родным куда-нибудь в Нубию или в
Иудею… Нет, вместо этого он станет «владельцем рабов»! Так вот. Раб жаждет не
свободы, а мести, и все красивые легенды про Спартаков всех времен и народов
лишь подтверждают эту мысль.
КСТАТИ:
«Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри.
Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное
бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Александр Герцен
Обстоятельства любого из людей могут сложиться таким образом, что он утратит
физическую свободу, но лишь немногий избранный найдет в себе силы не утратить
при этом свободу духа. Яркий пример тому —
раб Эзоп, и это исключение в очередной раз подтверждает правило.
Если выражаться фигурально, то многие и многие из нас — рабы. Рабы своих
стремлений, вожделений, страхов, привычек, комплексов, стереотипов… Без
ошейников, без цепей, но разве это что-то меняет?
А разве египетские фараоны не были рабами своей жажды беспредельной власти,
почестей, сокровищ?
В 1922 году археологами была обнаружена подземная усыпальница фараона XVIII
династии
Тутанхамона.Она была буквально набита драгоценностями, а лицо мумии пряталось
под золотой маской, щедро усыпанной изумрудами и сапфирами. Известно, что в
саркофаги клали только те предметы, которые покойный больше всего любил при
жизни и которые совершенно необходимы ему в потустороннем существовании.
Впрочем, древние египтяне достаточно внимания уделяли и радостям вполне живой
плоти, о чем свидетельствует, в числе прочих признаков, бурное развитие
религиозной и светской проституции.
Как отмечали современники, в египетских храмах массовые богослужения непременно
завершались столь же массовыми сексуальными оргиями, в которых самое
непосредственное участие принимали замужние женщины, почтенные матери семейств,
как принято говорить в наше лицемерное время.
|
|