|
воспринимать милостивое позволение поцеловать его сандалию.
Когда фараон отходил в сторону, следовало пылко целовать его следы на песке или
каменных плитах.
Но это была общедоступная, внешняя сторона медали. В Египте фараон был не
столько действительным самодержавным властителем, сколько раскрашенной и
отделанной золотом марионеткой в руках опытных, расчетливых и целеустремленных
кукловодов, то есть жрецов.
Именно им и принадлежала реальная власть в Египте. Как и реальные признаки
материального могущества: земли, рабы и т.д.
Фараон, разумеется, не был каким-то подставным лицом, не имеющим никаких
властных прерогатив, однако по большому счету ключи от высшей власти хранились
не в его чертогах золотых, а в тайниках главного храма.
АРГУМЕНТЫ:
«…В Египте жречество дисциплинировало царскую власть, не уступало никогда своих
прав и даже в самые трудные эпохи имело влияние на царей, изгоняло деспотов и
всегда управляло народом; и влияние это исходило из умственного превосходства,
из глубокой мудрости, какой не достигало ни одно правящее сословие нигде и ни в
к какой стране».
Эдуард Шюре. «Великие посвященные»
Между прочим, жрецы обладали несметными богатствами. Храмы выполняли роль
своеобразных терминалов, где аккумулировались запасы золота и зерна. Храмам
принадлежали плодородные поля, скот и рабы, причем в довольно впечатляющем
количестве. К примеру, главному храму в городе Фивы принадлежало более 80 тысяч
рабов…
И все же главная задача жрецов заключалась не в том, чтобы обладать золотом, а
в том, чтобы обладать властью над теми, кто этим золотом владеет. Так оно
вернее, надежнее и продуктивнее, что не раз подтверждалось практикой развития
человеческой цивилизации.
Та же практика, однако, может достаточно авторитетно свидетельствовать о том,
что египетские жрецы иллюстрируют собой весьма редкий случай, когда высшая
власть в стране принадлежит ее интеллектуальной элите.
Это бесспорно. Жрецы действительно были интеллектуальной элитой Египта: именно
в их среде нашли самое интенсивное развитие физика, химия, математика, медицина.
Именно в египетских храмах были написаны первые в мире медицинские трактаты,
где анализировались симптомы различных болезней и способы их лечения. Там же
родились формулы вычисления площади треугольника, объема цилиндра или шара.
Жрецы могли уверенно предсказывать солнечные затмения и вычислять сроки
половодья Нила.
Что и говорить, это уж никак не маразмирующее Политбюро Компартии Советского
Союза или не полуграмотные лабазники из гитлеровского окружения…
В Египте интенсивно развивалось храмовое строительство. Величественные храмы
украшались многочисленными статуями богов и фараонов. К примеру, фасад одного
из самых известных в Египте храмов — Абу-Симбел — почтили своим присутствием
сразу четыре двадцатиметровые статуи, изображавшие фараона XIX династии
Рамсеса Второго.
Стремление увековечить, расширить временные границы жизни человека посредством
его изображения способствовало возникновению реалистической традиции в
египетском изобразительном искусстве. Статуя могла выполнить свою основную
задачу лишь при условии бесспорной схожести с оригиналом, а это требовало от
скульптора не только таланта, не только чувства, но и совершенно определенных
знаний в области анатомии и владения такими понятиями как пропорция, линейная
перспектива, гармония.
Эти (как, впрочем, и все прочие) знания родились в секретных покоях египетских
храмов. Именно там ученые жрецы разработали систему изобразительной гармонии,
систему, универсальную для всех сфер видимого мира, отражающую вселенские
законы пропорции, ставшую и в Древнем Египте, и во всем параллельном ему и
последующем мире непреложным каноном, — так называемое впоследствии «золотое
сечение», выражением которого является соотношение частей, числовая дробь
которого дает цифру 1,618…
Когда размышляешь на тему египетских жрецов, постоянно приходит на ум
|
|