|
упражнялись в стрельбе. Просто так, от нечего делать…
А во времена фараонов Сфинкса называли «Отцом ужаса».
Этот грандиозный истукан и в самом деле не излучает оптимизма, как, впрочем,
почти все египетские боги.
Исключение могут составить лишь бог Солнца по имени Ра и бог-кормилец Хапи (так
называли Нил). Ра почитался египтянами как «царь богов», который в течение дня
проплывает в золотой ладье по небу, удаляясь на ночь в пустыню. Хапи должен был
постоянно заботиться о должном уровне воды в своем русле и о наполнении
оросительных каналов.
Бог Осирис опекался плодородием, помогал произрастать посевам. Бог пустыни,
злой бог по имени Сет, с красным лицом и воспаленными глазами, коварно убил
Осириса, но тот ожил, воскрес из мертвых и стал царем потустороннего мира, где
живут души умерших. Там не бывает засухи, там всегда достаточно чистой воды, а
пшеница достигает человеческого роста.
Но в этот рай попадали далеко не все души. Им предстояло судебное заседание под
председательством Осириса. Если владелец души жил праведной жизнью — добро
пожаловать в царство сытости и благополучия, если же нет — душу безжалостно
пожирало ужасное чудовище.
Своего рода судебным заседателем был при Осирисе бог с головой шакала, которого
звали Анубис.
Апис, бог-бык, служил, естественно, символом плодовитости.
Сохмет, богиня-львица, считалась матерью царей.
Бараноголовый бог Хнум вылепил самых первых людей на гончарном круге, а бог Тот,
имевший голову ибиса, научил людей писать и считать. Как видим, боги египтян
были в основном звероликими, что свидетельствует об изначальной двойственности
человеческой натуры, послужившей моделью для сотворения богов.
Видимо, в русле этой традиции следует рассматривать и почитание некоторых видов
животных, в частности кошек и собак.
Священные животные содержались при храмах и в домах высшей знати. После смерти
их бальзамировали и торжественно хоронили на особых кладбищах. В те времена
можно было увидеть на берегах Нила пышные похоронные процессии, сопровождавшие
в последний путь скончавшихся четвероногих кумиров. По ним носили траур и даже
сбривали брови в знак наивысшего проявления скорби.
КСТАТИ:
«Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак».
Адольф Гитлер
Авторство сомнительно, однако известно, что эта фраза была у этого
исторического деятеля одной из самых любимых.
Как бы то ни было, но среднестатистическому человеку следует опасаться
среднестатистической собаки в неизмеримо меньшей степени, чем своего ближнего,
которого авторы Библии настоятельно советуют возлюбить как самого себя.
И не только ближнего следует опасаться, но и близкого, о чем свидетельствуют
многочисленные и достаточно убедительные факты мировой истории.
Так что не стоит вертеть пальцем у виска, прочитав об отношении древних египтян
к кошкам и собакам. Хоть к кому-то ведь надо относиться с должным почтением.
Фараоны, правда, не могли пожаловаться на недостаток почтения к своим
богоравным особам. Именно богоравным, потому что по существующей традиции
фараон считался живым воплощением Осириса, сыном бога Солнца Амона Ра. Недаром
же к фараону обращались в такой форме: «О, Солнце, видящее лучами своими!» В
честь фараона возводились храмы, дворцы, статуи, украшенные золотом и
драгоценными камнями.
Фараона постоянно окружала толпа придворных, каждый из которых усматривал
основное предназначение своей жизни в ревностном служении повелителю, в
мгновенном выполнении всех его пожеланий. Придворный этикет требовал от каждого,
кто был удостоен чести непосредственного общения с земным богом, добрый
десяток метров подползать к нему исключительно на брюхе и как огромную честь
|
|