|
– Ну что? Довольны? – крикнула она, сверкая своими белыми зубами. – Верите
теперь? Ничего, ничего!.. Полетели не вверх, а вниз.
– Как ты это сделала? – с удивлением спросил я, отряхиваясь от приставших к
моей одежде веточек и сухих травинок. – Это не секрет?
– Вовсе не секрет. Я вам с удовольствием расскажу. Только боюсь, что, пожалуй,
вы не поймете… Не сумею я объяснить…
Я действительно не совсем понял ее. Но если не ошибаюсь, этот своеобразный
фокус состоит в том, что она, идя за мною шаг за шагом, нога в ногу, и
неотступно глядя на меня, в то же время старается подражать каждому, самому
малейшему моему движению, так сказать, отождествляет себя со мною. Пройдя таким
образом несколько шагов, она начинает мысленно воображать на некотором
расстоянии впереди меня веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли. В
ту минуту, когда я должен прикоснуться ногой к этой воображаемой веревке, Олеся
вдруг делает падающее движение, и тогда, по ее словам, самый крепкий человек
должен непременно упасть… Только много времени спустя я вспомнил сбивчивое
объяснение Олеси, когда читал отчет доктора Шарко об опытах, произведенных им
над двумя пациентами Сальпетриера, профессиональными колдуньями, страдавшими
истерией. И я был очень удивлен, узнав, что французские колдуньи из
простонародья прибегали в подобных случаях совершенно к той же сноровке, какую
пускала в ход хорошенькая полесская ведьма…"
Как вы понимаете, подстройка к движениям давно известна узкому кругу колдунов.
Заслуга эриксонианского гипноза в том, что этот навык стал доступен широким
массам гипнотизеров. Я, правда, не думаю, что вам понадобится делать так, чтобы
деловой партнер падал на ровном месте и ломал ногу… Или понадобится?
Ну, тогда учтите, что Олеся сначала все же установила раппорт (герой Куприна
«чувствовал напряженный взгляд») и только потом продемонстрировала фокус. И там
есть еще одна тонкость, о которой я говорить не буду. Итак, вам нужно
усовершенствоваться в тех видах подстройки, которые вы узнали.
Упражнение № 4.
Выполняется в группах по три человека, "задача партнера А: удобно расположиться
и поддерживать светскую беседу с партнером Б (тему беседы можете определить
вместе; лучше, чтобы она была нейтральной, не требовала эмоционального
вовлечения – погода, современные нравы и т. п.) Задача партнера Б: напрямую
подстроиться к позе и движениям (в том числе микродвижениям) партнера А,
использовать непрямую подстройку к его дыханию (лучше – с помощью темпа речи).
Сделайте это за 2–3 минуты, потом начинайте вести партнера А так, чтобы
получить видимый вами результат, который вы заранее определите для себя и
партнеру сообщать не будете. Цель здесь должна быть конкретной: «Хочу, чтобы
партнер закрыл глаза». Или: «Хочу хорошо подстроиться и понаблюдать за реакцией
партнера на прекращение подстройки».
Вопрос из зала: На то, что я перестану дышать?
C. Горин: Нет, на то, что я перестану говорить, мигать и жестикулировать. И
задача партнера В: помогать партнеру Б, показывая ему своей рукой дыхание
партнера А (расположитесь так, чтобы партнер А не видел ваших движений). Каждый
из участников выполняет по очереди все эти роли 2–3 раза. Общая цель
упражнения: отработать навыки подстройки и начать вести партнера. Приступайте.
Обсуждение.
Самоотчеты участников: а) интересно поймать себя на том, что у тебя вдруг
появляется совершенно несвойственный тебе жест; б) любопытное ощущение –
партнер перестает говорить, и мне вдруг не хватает воздуха; в) к партнеру,
который подстраивается к тебе, начинаешь относиться все лучше и лучше.
С. Горин: Я вспоминаю слова В. Высоцкого о влюбленных: «Нечаянно вдруг
попадаешь в такт такого же неровного дыхания…». По-моему, соблазнители обоего
пола этим приемом пока не владеют.
Вопрос из зала: У Олега невозможно заметить дыхание, он, кажется, вообще не
дышит, что мне с ним делать?
С. Горин: Знаете, вы не правильно сформулировали задачу. Вы начали гадать о том,
дышит ли человек, сидящий перед вами. Давайте предположим, что он все-таки
дышит, и дадим другую формулировку: какой внешний признак вы должны найти,
чтобы надежно отслеживать его дыхание? У Олега, действительно, очень
замедленное и поверхностное дыхание, но я со своего места вижу, как у него
вверх-вниз движется в такт дыханию воротник куртки.
Хорошо, у нас обнаружился дефицит наблюдательности. Вам надо научиться очень
многое замечать, прекратив при этом догадываться о том, что могло бы быть или
должно быть. Как вы думаете, зачем нам такое большое поле зрения, 120 градусов,
во-о-он сколько! Тем более, что четкое цветное зрение возможно только по центру
этого поля – клетки, которые различают цвета, есть только в центре сетчатки
глаза, а на периферии зрение черно-белое. Дело в том, что боковым зрением мы
хорошо замечаем движение – значит, можем заметить опасность (это подарок
эволюции). Но здесь для нас имеет значение тот факт, что такие важные для
подстройки факторы, как дыхание и жестикуляция – это тоже движение, значит, мы
можем все это заметить, даже не глядя прямо на собеседника. Нам просто нужно
потренироваться, тем более, что мы привыкли ограничивать не только свое зрение,
но и слух, и чувствительность. В обыденной жизни это считается ненужным, но это
понадобится для эффективного общения, и особенно понадобится для наведения и
использования гипнотического транса.
|
|