|
как она действует. Набрались уверенности? (смех в зале, ответы «Да!») Тогда
делаем упражнение.
Упражнение № 15.
Выполняется в парах. Партнер А сообщает вслух простую инструкцию, которую он
хотел бы получить. Партнер Б готовит какой-либо рассказ, в который включает
нужную партнеру А инструкцию, и рассказывает его, выделяя любым способом
составляющие инструкцию слова. Затем партнеры меняются ролями. (Усложненный
вариант упражнения: партнер А говорит о своей психологической проблеме, которую
он хотел бы разрешить.
Партнер Б сам придумывает подходящую инструкцию, включает ее в свой рассказ, и
рассказывает его три раза, применяя каждый раз другие способы выделения
составляющих инструкцию слов).
С. Горин: Техника рассеивания очень эффективна при общении с одним партнером, с
группой, с большой группой – но ее эффективность при работе с толпой, с массами
людей становится просто фантастичной! Я полагаю, что люди, управляющие
средствами массовой информации, не могут этого не знать.
Говорят, что недавно изобрели «лептонное» оружие, с помощью которого можно
управлять разумом и волей человека. Но оружие, действующее на волю, давно
создано – это газеты и телевидение!
…Году этак в 1986-м был небольшой скандал вокруг еженедельника «Аргументы и
факты»: один въедливый читатель обнаружил, что в маленькой заметке, слова,
набранные жирным шрифтом, образуют самостоятельное и вполне осмысленное
антиправительственное высказывание. Неважно даже, было ли это случайностью (как
потом писал редактор еженедельника) или хорошо спланированной акцией (как
писали противники «АиФ») – подумайте просто о том, что из тогдашних примерно
двадцати миллионов читателей еженедельника заметил что-то только один).
В любое письменное сообщение можно с помощью техники рассеивания вставить
скрытую инструкцию, только выделять слова нужно: другим размером шрифта, другим
цветом, другим типом шрифта (курсив, «жирный» шрифт, набор прописными буквами,
печать «вразрядку» и т. п.), абзацным отступом (аналог паузы в разговоре),
особым значком… В телепередачу скрытую инструкцию можно ввести с помощью
«бегущей строки», быстрого чередования кадров в сюжете, разговором «за кадром»…
Мне трудно перечислить все возможные варианты, их очень много. Важно здесь то,
что и статью в газете, и телепередачу увидят миллионы, и если даже в применении
какой-то гипнотической техники допущены «помарки», все равно сотни, тысячи
людей «проглотили» инструкцию. В нашей стране традиционно был принят подход к
рекламе и пропаганде с позиций убеждения, воздействия на сознание, логической
аргументации. Думаю, что мы практически не имеем иммунитета к подсознательным
манипуляциям – значит, эффект от их применения мог бы быть велик. И кое-кто уже
пользуется этим. Посмотрите, например, на рекламу компании «АСКО»:
Обратите внимание на выделения. Здесь использована техника рассеивания для
подсознательного влияния на возможных клиентов (между прочим, компании со
стабильным финансовым положением таких вещей не делают). Вы можете учесть все
это и при чтении рекламы, и при составлении ее, при планировании рекламных
кампаний…
Реплика из зала: И предвыборных – тоже?
С. Горин: Естественно! Зачем открыто хвалить себя и ругать конкурента? Так
можно напроситься на неприятности. Нет, если бы я захотел поддержать Юру,
например, в его борьбе за пост большого начальника, я бы написал статью… да
хоть о пионерском лагере, где дети голосуют за того вожатого, который им
нравится, и когда я встретил мальчика Юру, он сказал мне, что проголосует за
Васю, так как он самый сильный, и я похвалил Юру за откровенность… А если бы я
при этом захотел отругать нынешнего большого начальника X, я написал бы нечто
вроде: «X – образованный, симпатичный мужчина. Мы говорили с ним о том, что на
улицах грязно, лежит собачье дерьмо» —. – «Как жаль, сказал мне X, – что
собачье дерьмо не убирают» (смех в зале).
Феномен «25-го кадра».
Одной из самых ярких страниц в истории техники рассеивания стало открытие в
шестидесятых годах явления, получившего название «феномен 25-го кадра» (другие
названия – «феномен 36-го кадра», «феномен Бэрда»). Начиналось все в рамках
обычного психологического эксперимента; ученые изучали восприятие человеком
сверхкратких раздражителей. Очень удобным инструментом для исследования
оказался кинопроектор… Мы знаем, что кадры, чередующиеся в кинопроекторе с
частотой 24 в секунду, создают эффект движения, поскольку при этой скорости
воспроизведения ряд неподвижных кадров «сливается» в одно движущееся
изображение (не осознается разрыв между кадрами). А что произойдет, если 25-й
кадр будет содержать информацию, отличающуюся от той, которая содержится в
предыдущих двадцати четырех? В экспериментах выяснилось, что человек не
осознает такую информацию, но помнит ее – то есть, человек не может объяснить,
откуда он получил эту информацию и почему он ее помнит… В обычном кинозале идет
обычный фильм. Никто из зрителей не знает, что по ходу фильма на экране
промелькнут несколько раз на 1/25 долю секунды два кадра – страдающий от жажды
человек в пустыне и изображение некоего напитка. Никто из них не поймет, почему
после фильма так хочется промочить горло именно этим напитком. И продавец в
киоске с напитками только удивится тому, что спрос на этот напиток возрастет
|
|