|
она оставляет большее пространство для интерпретации, для того, чтобы вложить в
ее неопределенность свое содержание, свои переживания… (Примечание для
читателей: часть тиража комплектуется аудиокассетой с записями музыки,
использовавшейся на семинаре).
Я включу магнитофон, и вы сможете понять меня (включает магнитофон, слышна
тихая музыка). Ваше эмоциональное состояние уже начинает меняться, звуки музыки
заставляют вас погрузиться в себя… Почему эта неопределенная музыка привлекает
ваше внимание?.. Почему люди так любят смотреть на огонь, на неповторимую игру
языков пламени?.. Почему люди любят смотреть на облака, которые
медленно-медленно двигаются и меняют форму при движении?.. Потому что каждый из
этих неопределенных образов можно наполнить своим содержанием, спроецировать на
него свой конфликт, свою неудовлетворенность, на какое-то время отрешившись от
своих проблем, «перепоручив» их этим неопределенным образам. По мере того как
вам становится все удобнее и уютнее… вы можете понять еще одну особенность моей
речи… Это проще сделать, закрыв глаза… А если глаза открыты, то вы видите
вращающиеся катушки магнитофона, игру света на них… и это тоже заставляет
погрузиться в себя… Я не просто говорю под музыку, я немножко пою… своими
интонациями я отслеживаю и ваше дыхание, и мелодию… которая может повышаться… и
понижаться. Может быть, когда ваше внимание обращается внутрь… вы ощущаете свою
усталость… Вы действительно устали сегодня… Вы узнали много нового, и ваше
сознание перегружено… И все-таки с каждым вашим вдохом… и выдохом… вы можете
стать еще спокойнее… еще более расслабленными… Когда-то давно вы учились писать
буквы… И вам было очень трудно просто держать ручку в руке… И нужно было
вычерчивать какие-то ровные палочки и кружочки… И вы не понимали, какой в этом
есть смысл… Только потом кружочки и палочки стали собираться в буквы… и каждую
букву вам приходилось рисовать… затрачивая на это много сил и внимания… И много
позже вы стали писать, думая только о том… какой смысл несет ваше сообщение… а
все остальное вы поручили своему подсознанию… И это так приятно – доверять
своему подсознанию… Потому что тогда ваше сознание получает радость от вашей
работы… от того, что вы учитесь чему-то новому… оставаясь спокойными и
расслабленными… Будет очень хорошо… если вы возьмете с собой эту радость… и
сможете осознать ее… по мере того как вы возвращаетесь в эту комнату… в этот
день и час… к нашему занятию… которое я буду продолжать своим обычным голосом.
Будем считать, что вы теперь знаете, как можно пользоваться музыкой при работе
с группой. Я, кстати, не знаю, для каких целей была написана музыка, которую вы
слышали – вряд ли это было сделано специально для наведения транса. В принципе
же, транс можно наводить хоть под «тяжелый» рок, хоть под нецензурные частушки.
Перерыв.
Обсуждение.
С. Горин: Я рад, что вы обучаетесь мгновенно. Вас можно уже считать очень
искушенными манипуляторами сознанием. Вам интересно, почему я вас хвалю? Во
время обеденного перерыва Наташа подкараулила момент, когда Олег нес ложку ко
рту, и сказала ему: «А ну положи ложку!» И он отставил тарелку с супом (вместе
с ложкой).
Олег: 3наете, я вообще-то очень люблю молочный суп, а тут у меня вдруг аппетит
пропал (смех в зале)…
С. Горин: Оригинальный пример применения техники разрыва шаблонов. Галлюцинации
друг другу не внушали?
Наташа: Боимся…
С. Горин: Ну да, название страшное… Может, это я странный, но мне непонятно,
почему люди боятся галлюцинаций? Понятно, что если черти погнались и обещают
застрелить – это страшно; но если просто какой-то образ появился – чего
бояться? Дети, например, галлюцинируют очень охотно. Скажи ребенку, что на
улице волки ходят, поэтому гулять не пойдем – он выглянет в окно и подтвердит:
«Да, вон волк побежал…».
Кстати, родителям нужно учитывать, что детские фантазии очень реальны для
ребенка. Если ребенок говорит, что он боится медведя, который спрятался в
комнате, то для ребенка этот медведь – реальность. И если мама скажет:
«Успокойся, я его сейчас выгоню» – он поверит и успокоится. А если мама скажет:
«Не валяй дурака, ложись спать», – ребенок поймет это так, что его оставили
наедине с медведем…
Реплика: Расскажите подробнее о «ловушках для сознания»…
С. Горин: «Ловушки для сознания» – это привлечение сознательного внимания так,
чтобы сознание оставалось вовлеченным в какую-то деятельность. То, что вы
будете делать или говорить в это время, сознание партнера не фиксирует, не
усваивает, не обрабатывает, – значит, не помнит. Вы не отдавали вообще никаких
приказаний, просто партнеру почему-то захотелось что-то сделать для вас…
Давайте отвлечемся от темы гипноза и рассмотрим один достаточно общий
психологический закон: любая деятельность осознается человеком тем лучше, чем
больше она связана с другими деятельностями. Ни одна из сидящих здесь женщин не
вспомнит, сколько раз она сегодня поправляла прическу – это автоматическое
действие, требующее минимальных усилий, и не связанное с другой активностью. А
вот прием пищи, например, связан с какой-то последовательностью более сложных
действий (тем более в наших условиях), поэтому вы сможете сразу ответить на
вопрос, сколько раз вы сегодня ели. У людей, страдающих ожирением, проблема
часто состоит в том, что они просто не осознают количество пищи, съеденной за
день. Они окружают себя едой, они могут питаться почти непрерывно – там откусил,
там пожевал – и не осознавать этого, поскольку прием пищи перестает быть
связанным с каким-то ритуалом, какими-то другими действиями. Аналогичная
проблема есть у алкоголиков и курильщиков. Спроси вас, сколько сигарет в день
|
|