|
Самоотчеты участников:
– У меня было ощущение, что каждая половина грудной клетки дышит в своем ритме,
я еще подумал: «Так же не бывает!»
– Мне показалось, что я так и останусь неподвижным, даже если у меня начнут все
доставать из карманов…
С. Горин: Действительно, в свое время эта техника была популярна у карманных
воров, ваш самоотчет натолкнул меня на это воспоминание. Конечно, и в деловом
общении, и в карманных кражах важно заранее отработать взаимодействие партнеров,
занимающихся двойным наведением. Я полагаю, что нечто похожее на наше
упражнение происходит на так называемых педсоветах, когда «трудного» ребенка
педагоги окружают со всех сторон и одновременно говорят ему, какой он плохой.
Чего они этим достигают, кроме закрепления отрицательных качеств ребенка при
помощи гипнотического внушения?
Наташа: Мы говорили о «цыганском» гипнозе, а ведь цыганки именно так и делают –
подходят с двух сторон и говорят одновременно!
Виталий: Мне пришлось видеть применение этой техники, только я тогда не знал,
что происходит. К моему начальнику пришли двое с каким-то сомнительным
предложением – и они подошли с двух сторон и говорили оба одновременно. Вы
знаете, мой начальник – человек очень жесткий и волевой, но через две минуты он
подписал договор с ними…
С. Горин: Можешь взять кого-нибудь из партнеров по упражнению и пойти к
начальнику за добавкой к зарплате. Успех двойного наведения гарантируется тем,
что вы перегружаете партнера по всем трем модальностям. Вы нагружаете его
зрение – он видит вас, вынужден следить за вашей жестикуляцией (если вы хотите
с ее помощью дополнительно привлечь внимание). Вы перегружаете его слух, и вы
дезориентируете его кинестетику с помощью прикосновений. В упражнении мы
сконструировали такую ситуацию искусственно, но разве нет естественных ситуаций
такого рода?..
Я могу привести, по крайней мере, два примера ситуаций, когда перегрузка
информацией входит в контекст, и вам остается только использовать ее. Первый
пример – какая-нибудь вечеринка с музыкой и танцами, здесь тоже задействованы
все три модальности людей. Второй пример – рок-концерт. Если вы понаблюдаете за
подростками, находящимися на концерте любимой группы, которая очень громко
шумит и ослепляет их ярким светом, то вы поймете, что состояние их сознания
явно изменено. Это можно использовать, и, возможно, кто-нибудь уже использует…
Если отвлечься от ситуаций, связанных с непосредственным общением, то для
наведения транса через перегрузку информацией удобно использовать телевидение.
Попробуйте внимательно проанализировать свое состояние, возникающее тогда,
когда вы видите быструю смену картинок на экране, в каждой из которых есть
движение, а в некоторых возникает текст, который вы не успеваете прочитать…
телевидение задействует две модальности из трех (зрение и слух), что тоже дает
хорошие результаты в наведении транса.
Подстройка к группе. Музыка в наведении транса.
Те приемы подстройки к одному человеку, которые мы изучали, оказываются
пригодными для подстройки к двум или к трем партнерам. Вы можете подстроиться к
позе одного из них и к дыханию другого, можете подстроиться к позе одного
верхней частью тела и к позе другого нижней частью тела, одновременно
подстраиваясь к предикатам третьего. Но когда вам приходится иметь дело с
группой большей численности, эти приемы недостаточны, нужно что-то другое. В
работе с большой группой можно использовать два момента. Во-первых, 10–15
процентов людей повышенно внушаемы, сверхвнушаемы, и если вы будете говорить
достаточно авторитетно, вы завоюете эту часть аудитории, и к ней присоединится
еще какая-то часть слушателей.
Во-вторых, вы можете дать аудитории что-то, к чему она будет подстраиваться, а
вы используете эту подстройку. Один из факторов, вызывающих естественную
подстройку аудитории к самому себе – это ритм. Работая с лечебной группой,
психотерапевты применяют метроном (неважно, будет ли он механическим, с
качающимся маятником, или электронным, со вспыхивающей и гаснущей лампочкой), и
ритм метронома усваивается всей группой.
На этот ритм накладывается текст внушения, который группа усваивает значительно
лучше, чем если бы ритм текста устанавливал сам врач. Когда есть внешний ритм,
сознательное внимание отвлечено от говорящего, он вроде бы и ни при чем…
Текст, который идет на фоне любого внешнего ритма (на фоне другой речи, на фоне
музыки) – идет прямо в подсознание. Но ритм сам по себе встречается в жизни
редко, обычно носителем ритма является музыка. Ваш партнер или ваша группа
просто слушают музыку, и только вы знаете, что свою речь вы согласуете с ритмом
этой музыки в своих целях. Разумеется, вы должны хорошо знать те музыкальные
произведения, которые используете для наведения транса, чтобы любое изменение
ритма не сбивало вас. Можно сказать, что музыка при работе с группой играет ту
же роль, что барабан для роты солдат – все начинают идти в ногу. Очень уместно
держать в своем кабинете магнитофон с записями спокойной музыки, вам это может
весьма помочь в тех переговорах, которые проходят на вашей территории. Дома,
конечно, и стены помогают, но лучше все же продумать и организовать заранее все,
что поможет вам в наведении транса, включенного в контекст беседы. И помните,
что если вы один раз погрузили партнера в транс на фоне определенной мелодии,
то в следующий раз одна эта мелодия будет вызывать трансовое состояние. Удобна
для наведения транса электронная музыка без определенной мелодии. Они
привлекает внимание даже больше, чем такая, в которой мелодия хорошо выражена –
|
|