|
найти, но главным будет то, что подсознательное доверие с логикой никак не
совмещается, это разные категории. Не знаю, как в коммерции, но в гипнозе
основной является именно эта вторая категория – подсознательное доверие. Ее
называют раппортом (в терминах классического гипноза раппортом называют связь
гипнотизера и гипнотизируемого, но вы скоро поймете, что это – то же самое
явление). Для того, чтобы подействовало внушение, надо сначала создать раппорт,
то есть создать очаг сверхбодрствования в коре головного мозга, о чем я вам
говорил раньше. И для того, чтобы это сделать, есть несколько простых приемов.
Вы их сейчас освоите.
Подстройка к позе.
Первый прием – подстройка к позе. Когда вы создаете раппорт, вам следует
сначала принять ту же позу, что у партнера – отразить позу партнера. (Пока для
простоты мы будем исходить из того, что в деловом общении мы беседуем с одним
человеком, лицом к лицу. Есть приемы для воздействия на группу, о них будет
сказано позже, но начнем с этой наиболее частой ситуации – один на один).
Попрактикуйтесь в этом.
Упражнение № 1.
Выполняется в группах по трое. Первый участник, назовем его «партнер А»,
принимает какую-то позу стоя или сидя. Второй участник, «партнер Б», встает или
садится напротив и полностью «отражает», воспроизводит собой позу партнера А.
Третий участник, «партнер В», будет «режиссером»: после того как партнер Б
решит, что он уже в точности воспроизвел позу партнера А, «режиссер» подойдет и
своими руками исправит ошибки. Каждый из вас должен побыть в этих ролях по
очереди 2–3 раза. Начинайте.
Обсуждение.
С. Горин: Что в упражнении оказалось для вас простым? Что – сложным?
Олег: Я не совсем понял – мне надо отразить позу партнера так, как выглядело бы
его отражение в зеркале?
С. Горин: Не обязательно, вас смутило слово, которое я употребил. То, чем вы
занимаетесь, называется подстройкой, отражением, присоединением, настройкой,
отзеркаливанием – выбирайте любой из этих терминов. Главное в том, что вам
нужно сделать какую-то часть вашего поведения похожей на аналогичную часть
поведения вашего партнера, собеседника. А что касается отражения позы – оно
может быть прямым (в точности как в зеркале) и перекрестным (если у вашего
партнера левая нога закинута за правую, то вы можете сделать так же) Какие еще
проблемы?
Ответы из зала: Ну, трудно полностью скопировать позу, у меня плечи очень
напрягались… Поза получается неестественной для меня…
С. Горин: В смешанных парах, мужчина-женщина, были какие-то особые сложности?
Ответы из зала: В однополых парах проще. Трудно присоединиться к мужчине…
Трудно при соединиться к женщине… У нас сложностей не было.
С. Горин: Ну, значит я проецирую на вас свои сложности, потому что в период
обучения меня страшно возмущало, когда мне казалось, что я совершенно точно
воспроизвел позу другого человека, а потом подходил режиссер и что-то исправлял
(смех в зале). А, так вы согласны? Ошибки бывают и вправду грубые, например,
наклон головы партнера вы можете отразить с ошибкой градусов в тридцать, или
еще что-то…
Вопрос из зала: А зачем это нужно? Как это можно использовать?
С. Горин: Вы торопитесь, но пожалуй, на ваш вопрос уже можно ответить…
(Начинает подстраиваться к позе спросившего). Это нужно для того, чтобы создать
раппорт, основу для дальнейшего воздействия на партнера. У американцев есть
пословица, аналога которой в русском языке я не нашел: «Отражение – высшая
награда». Смысл ее в том, что вы ничем не можете порадовать человека (или
польстить ему) больше, чем подражанием ему – его поведению, манерам. Не будьте
только «кривым» зеркалом, не делайте шаржей, карикатур; «отражайте»
положительные или нейтральные качества партнера – другими словами, дайте
партнеру то, что он хотел бы увидеть в зеркале (вспомните, как вы под ходите к
зеркалу – плечи расправлены, живот убран, осанка гордая). И не делайте того,
что ваш партнер может осознать как копирование себя. Он не должен замечать вашу
подстройку. Это, в сущности, уже и есть гипноз, когда вы устанавливаете
подсознательное доверие, раппорт. (Резко меняет свою позу, откидываясь на
спинку стула. Задавший вопрос делает то же самое. Смех в зале). Судя по реакции
зала, я вам ответил.
Зачем нужно изучать подстройку… А зачем вы пользовались прописями при обучении
письму? Хорошо, (обращается к одной из участниц семинара) Рита, не могла бы ты
рассказать мне какой-нибудь случай из своей жизни. Что-нибудь такое,
занимательное?.. (Рита начинает рассказывать, через некоторое время внезапно
замолкает, затем медленно, запинаясь, заканчивает рассказ). Что случилось? Ты
так бодро начинала…
Рита: Вы меня не слушали.
С. Горин: А как ты это определила? Я что, закрывал уши руками?
Рита: Нет, но я видела, что вам стало неинтересно.
С. Горин: Вы все наблюдали за нашим мини-диалогом и все могли заметить тот
момент, когда Рита замолчала. Что же тогда изменилось?
|
|