|
Ответы из зала: Изменилась ваша поза. Высели вполоборота к Рите, потом
отвернулись.
С. Горин: Да, я сменил свою позу, но этим дело не кончилось – Рита тоже сменила
позу, уже подстраиваясь ко мне. Потом я резко отвернулся – и Рита замолчала, а
потом стала заканчивать свою историю как попало, с ощущением, что я ее не
слушаю, мне неинтересно. Еще одной иллюстрацией происшедшего будет следующее
упражнение.
Упражнение N 2.
Выполнять будете в парах. Сначала в каждой паре определите две темы для
разговора, в одной из них вы должны быть изначально согласны друг с другом, в
другой – несогласны. Ну, есть же что-то, с чем вы уже сейчас можете не
согласиться с вашим партнером? Что «Спартак» – чемпион, или что деятель Н. –
полный дурак… Неважно что, берите любые темы. Определили? Теперь начинайте
обсуждать в парах тему, где вы друг с другом несогласны, все время сохраняя
подстройку к позе собеседника.
Обсуждение.
Я хотел бы обратить ваше внимание не некоторые любопытные вещи, которые здесь
происходили. Прямо передо мной сидела пара Олег – Игорь, и как только разговор
у них пошел на обострение, они забыли мою инструкцию: Олег начал размахивать
рукой, Игорь стучал пальцами по столу, и они очень быстро приняли разные позы,
подстройка разрушилась. А можно мне теперь догадаться, что произошло в тех
парах, где партнеры сохранили подстройку? Вы все пришли к компромиссу! Теперь
вторая половина упражнения. Обсуждайте тему, где вы были согласны с партнером,
только подстройки быть не должно, следите за этим.
Обсуждение.
Есть такая детская игра – «Замри!» Так вот, замрите и посмотрите на все пары.
Только одна пара все успешно сделала, подстройки у них сейчас нет, и они уже
успели найти разногласия в своих взглядах. Другие, как видите, сидят идеально
подстроившись друг к другу. Я вам дал упражнение, которое невозможно выполнить:
практически невозможно разговаривать на тему, где вы согласны с собеседником, и
не подстраиваться к его позе. Подстройка к позе – это первый навык активного,
форсированного создания подсознательного доверия. Но здесь есть и обратная
связь: если люди уже доверяют друг другу, то они обычно разговаривают (или
молчат) в состоянии подстройки к позе. Это хорошо бы запомнить. Иногда, скажем,
бывает нужно оценить, в каких отношениях находятся люди, которых вы раньше не
видели – ну, начальник и его заместитель, или еще какая-то значимая для вас
пара. Так вот, обратите внимание на то, как они разговаривают друг с другом:
если во время разговора они подстраиваются к позе собеседника, то все нормально,
по обсуждаемому вопросу мнения у них совпадают (может быть, у них есть
несогласие по другим вопросам, но по тому, которым они сейчас заняты – может
быть, вы его и предложили – они друг с другом согласны). Если же в паре
подстройки к позе нет, то согласие, выраженное на словах, не должно вас
обмануть – внутреннего согласия там нет. Итак, вы получили хороший навык, и
можете начать его применять. Теперь займемся более сложными вещами.
Подстройка к дыханию.
Вы, наверное, уже догадались, что теперь речь пойдет о копировании дыхания
вашего партнера. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию бывает прямая и
непрямая. Прямая подстройка – вы просто начинаете дышать так же, как дышит ваш
партнер, в том же темпе. Непрямая подстройка – вы согласуете с ритмом дыхания
партнера какую-то другую часть своего поведения; например, вы можете качать
рукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то есть на его
выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта, поэтому с нее
мы и начнем.
Упражнение № 3.
Разбейтесь опять на тройки, желательно в другом составе, чем в первом
упражнении. В жизни вам придется иметь дело с разными людьми, лучше бы
привыкать к этому уже сейчас. Задание у вас будет простое: партнер А сидит и
дышит, партнер Б напрямую копирует его дыхание, то есть дышит с той же частотой
и глубиной… Вопрос из зала: А если я не вижу дыхания партнерши? С. Горин:
Положи руку ей на грудь (смех в зале). Я не закончил описание упражнения.
Партнер В, режиссер, кладет свою руку на спину партнера А, чтобы не только
видеть, но и чувствовать его дыхание, и поднимает и опускает свою вторую руку в
такт дыханию партнера А – чтобы помочь партнеру Б, который подстраивается. Хочу
обратить ваше внимание на то, что у мужчин и женщин – разные типы дыхания. Как
правило, у мужчин брюшной тип дыхания (они дышат животом), а у женщин – грудной.
Для того, чтобы надежнее увидеть ритм дыхания партнера, вам надо смотреть на
его живот, если это мужчина, и на грудь, если вы в паре с женщиной. Я рад тому,
что все мужчины в группе давно смотрят туда, куда надо…
Обсуждение.
С. Горин: Каковы ваши впечатления от упражнения?
|
|